Отечественный самолет с низкой стоимостью владения за счет нерыночных субсидий

ForbesБизнес

Что-то снова пошло не так: почему «Суперджет» не стал заменой Ту-134

Оба проекта возникли из идеи сделать отечественный самолет с низкой стоимостью владения за счет нерыночных субсидий. Различия в их судьбе — результат действия не только экономических, но и человеческого фактора

Анатолий Ходоровский

1-gettyimages-973344148.jpg__1559292650__15493.jpg
Фото UIG via Getty Images / Самолет Ту-134

Двадцать второго мая свой последний рейс на регулярных линиях совершил ветеран советской и российской гражданской авиации — самолет Ту-134. Это был 39-летний борт RA-65693 авиакомпании «Алроса», который с 1980 по 1996 год эксплуатировался в Латвии. Месяцем ранее произошло другое знаменательное событие: восьмая годовщина передачи первого серийного Sukhoi SuperJet 100 № 95007 (сейчас на хранении в Жуковском, без двигателей) стартовому заказчику — давно несуществующей армянской авиакомпании Armavia. Еще 10 лет назад со всех трибун и площадок лились речи о том, что именно «Суперджет» должен заменить Ту-134. Сегодня об этом стараются не вспоминать. Хотя аналогий и параллелей между двумя типа воздушных судов немало.

Судьба у Ту-134 была непростой, но век его оказался долог. В феврале 1968 года был утвержден акт его государственных испытаний с двигателями Д-30 первой серии. В этом документе были такие слова: «При отпускных ценах и достигнутых в настоящее время сроках службы самолета Ту-134 в первые 2-3 года он будет убыточным в эксплуатации». Плановая убыточность новой техники в условиях жесткой централизации и повсеместного регулирования — редкий случай. По сути это признание того, что что-то пошло не так.

И дело было не только в экономике. В 1971 году один британский эксперт, которому довелось пилотировать Ту-134, определил его так: «Старомодный самолет как в аэродинамике, так и в конструкции. Это не такой тип самолета, который может безнаказанно допустить даже маленькие ошибки близко от земли».

Впрочем, модернизация двигателя и увеличение за счет этого числа мест в салоне позволили несколько улучшить экономику, а системная подготовка пилотов дала возможность минимизировать «человеческий фактор». За 50 лет эксплуатации, по данным Aviation Safety Network, потеряно 75 из 850 эксплуатировавшихся машин (включая испытания, войны, попытки угона и технические проблемы на земле без жертв) и произошло лишь два десятка катастроф со смертельными исходами (в основном — пресловутый человеческий фактор).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правда ли, что Петра I подменили во время поездки в Европу? Правда ли, что Петра I подменили во время поездки в Европу?

Легенда о «подмене» Петра I

Культура.РФ
Что не так с туберкулезом: почему он до сих пор губит нас Что не так с туберкулезом: почему он до сих пор губит нас

Туберкулез известен человеку очень давно

Популярная механика
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Как вернуться из отпуска и не впасть в депрессию: важное руководство Как вернуться из отпуска и не впасть в депрессию: важное руководство

Еще 300 дней душной работы и сможешь отправиться в следующий отпуск!

Playboy
Коллаборации поп-звезд с брендами: лучшие тренды этого лета из Кореи Коллаборации поп-звезд с брендами: лучшие тренды этого лета из Кореи

О главных коллабах корейских поп-звезд

Cosmopolitan
«Мы умеем лечить около 300 заболеваний» «Мы умеем лечить около 300 заболеваний»

Каково состояние нашей медицинской генетики и будут ли «редактировать» младенцев

Огонёк
«Вишенка на торте» питерского форума. О чем говорят истории Ивана Голунова и Майкла Калви «Вишенка на торте» питерского форума. О чем говорят истории Ивана Голунова и Майкла Калви

ПМЭФ на этот раз оказался обессмысленным тем фоном, на котором проходил

Forbes
«Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД «Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД

Может ли инспектор ГИБДД останавливать машину для проверки документов

РБК
Ученые исследовали древний артефакт из обсидиана Ученые исследовали древний артефакт из обсидиана

Международная группа ученых исследовала древнее обсидиановое зеркало

Популярная механика
Зачем мужчинам нужен феминизм в 2019 году (и лично тебе тоже) Зачем мужчинам нужен феминизм в 2019 году (и лично тебе тоже)

Почему если феминизм победит, от этого выиграют все, в том числе и ты

Playboy
Можно ли верить отзывам о гаджетах в Сети? Можно ли верить отзывам о гаджетах в Сети?

Как отличить достоверный отзыв о гаджете от заказной "воды"

CHIP
«Это интересная задача»: Александр Кудрин, ушедший из Сбербанка из-за отчета о Газпроме, о новой работе «Это интересная задача»: Александр Кудрин, ушедший из Сбербанка из-за отчета о Газпроме, о новой работе

Александр Кудрин о правилах игры для инвестиционных аналитиков и новой работе

Forbes
Опыт читателя: как перестать быть пиратом и жить, не нарушая закон Опыт читателя: как перестать быть пиратом и жить, не нарушая закон

Занимательный эксперимент и пара дельных советов

CHIP
Как стать веганом и не растерять мышечную массу: 5 главных правил Как стать веганом и не растерять мышечную массу: 5 главных правил

Поверь, не только куриная грудка способна сделать тебя качком

Playboy
Гоша Рубчинский и Gucci, арт и андеграунд в Берлине. Как искусство влияет на моду Гоша Рубчинский и Gucci, арт и андеграунд в Берлине. Как искусство влияет на моду

Forbes Life побывал на фестивале Reference Berlin

Forbes
Прыжок в технологии Прыжок в технологии

Владимир Путин в ходе ПМЭФ назвал основные факторы экономического рывка

Эксперт
Бернар Арно vs Cергей Щукин: чей выбор лучше Бернар Арно vs Cергей Щукин: чей выбор лучше

В Пушкинском музее одновременно открылись две выставки-блокбастера

Forbes
Это прошлое или будущее? Что происходит в пятом сезоне «Черного зеркала» Это прошлое или будущее? Что происходит в пятом сезоне «Черного зеркала»

Зачем вообще нам «Черное зеркало» сегодня?

Esquire
Труман Капоте о Мэрилин Монро: «Прекрасное дитя (разговорный портрет)» Труман Капоте о Мэрилин Монро: «Прекрасное дитя (разговорный портрет)»

Труман Капоте и Мэрилин Монро

Esquire
Деньги будут, но не сразу: как заработать на долгосрочных трендах Деньги будут, но не сразу: как заработать на долгосрочных трендах

Четыре сектора рынка, которые могут принести высокую доходность

Forbes
Пограничное состояние. Как и почему пришел Евкуров и ушел Евкуров Пограничное состояние. Как и почему пришел Евкуров и ушел Евкуров

На ингушской улице опять праздник

СНОБ
«Кто соблюдает стандарты, тот проигрывает» «Кто соблюдает стандарты, тот проигрывает»

Почему цены на лекарства растут вместе с числом аптек

Огонёк
Что это за диджей? Что это за диджей?

Идрис Эльба наконец-то узнал, как делать мечты реальностью

Glamour
Бог мелочей Бог мелочей

Испания очень разная — это и делает путешествие особенно привлекательным

Psychologies
Как решиться рожать после потери ребенка? Как решиться рожать после потери ребенка?

Снова стать мамой после потери ребенка решаются далеко не все и не сразу

Psychologies
Мозг стареет быстрее тела? Мозг стареет быстрее тела?

Разные части тела стареют не одинаково

Psychologies
«Красивый, плохой, злой»: почему женщины влюбляются в маньяков «Красивый, плохой, злой»: почему женщины влюбляются в маньяков

Возможно ли не замечать, что рядом с тобой монстр?

Psychologies
Кроссовки дня: посвященные ядовитым змеям «асиксы» от команды журнала Sneaker Freaker Кроссовки дня: посвященные ядовитым змеям «асиксы» от команды журнала Sneaker Freaker

Кроссовки в честь австралийской тигровой змеи

Esquire
«Мне надо всё делать в последний момент» «Мне надо всё делать в последний момент»

Актриса Аглая Тарасова практически неуловима

OK!
«Они шакалят у больниц». Как оштрафовать эвакуатор «Они шакалят у больниц». Как оштрафовать эвакуатор

Почему эвакуаторы перекрывают движение и куда можно пожаловаться на их работу

РБК
Открыть в приложении