Отечественный самолет с низкой стоимостью владения за счет нерыночных субсидий

ForbesБизнес

Что-то снова пошло не так: почему «Суперджет» не стал заменой Ту-134

Оба проекта возникли из идеи сделать отечественный самолет с низкой стоимостью владения за счет нерыночных субсидий. Различия в их судьбе — результат действия не только экономических, но и человеческого фактора

Анатолий Ходоровский

1-gettyimages-973344148.jpg__1559292650__15493.jpg
Фото UIG via Getty Images / Самолет Ту-134

Двадцать второго мая свой последний рейс на регулярных линиях совершил ветеран советской и российской гражданской авиации — самолет Ту-134. Это был 39-летний борт RA-65693 авиакомпании «Алроса», который с 1980 по 1996 год эксплуатировался в Латвии. Месяцем ранее произошло другое знаменательное событие: восьмая годовщина передачи первого серийного Sukhoi SuperJet 100 № 95007 (сейчас на хранении в Жуковском, без двигателей) стартовому заказчику — давно несуществующей армянской авиакомпании Armavia. Еще 10 лет назад со всех трибун и площадок лились речи о том, что именно «Суперджет» должен заменить Ту-134. Сегодня об этом стараются не вспоминать. Хотя аналогий и параллелей между двумя типа воздушных судов немало.

Судьба у Ту-134 была непростой, но век его оказался долог. В феврале 1968 года был утвержден акт его государственных испытаний с двигателями Д-30 первой серии. В этом документе были такие слова: «При отпускных ценах и достигнутых в настоящее время сроках службы самолета Ту-134 в первые 2-3 года он будет убыточным в эксплуатации». Плановая убыточность новой техники в условиях жесткой централизации и повсеместного регулирования — редкий случай. По сути это признание того, что что-то пошло не так.

И дело было не только в экономике. В 1971 году один британский эксперт, которому довелось пилотировать Ту-134, определил его так: «Старомодный самолет как в аэродинамике, так и в конструкции. Это не такой тип самолета, который может безнаказанно допустить даже маленькие ошибки близко от земли».

Впрочем, модернизация двигателя и увеличение за счет этого числа мест в салоне позволили несколько улучшить экономику, а системная подготовка пилотов дала возможность минимизировать «человеческий фактор». За 50 лет эксплуатации, по данным Aviation Safety Network, потеряно 75 из 850 эксплуатировавшихся машин (включая испытания, войны, попытки угона и технические проблемы на земле без жертв) и произошло лишь два десятка катастроф со смертельными исходами (в основном — пресловутый человеческий фактор).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вояж на батарейках Вояж на батарейках

Долго ли нам осталось ждать пришествия электрической авиации?

Популярная механика
Бог мелочей Бог мелочей

Испания очень разная — это и делает путешествие особенно привлекательным

Psychologies
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Навальный узнал о квартирах на сотни миллионов рублей у семьи сотрудника ФСБ из статьи Голунова Навальный узнал о квартирах на сотни миллионов рублей у семьи сотрудника ФСБ из статьи Голунова

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал новое расследование

Forbes
7 видов поцелуев: их значение и техника (просто незаменимый гид) 7 видов поцелуев: их значение и техника (просто незаменимый гид)

Стань настоящим профессионалом в поцелуях!

Playboy
Суд признал полковника Захарченко виновным в получении взятки в $800 тысяч Суд признал полковника Захарченко виновным в получении взятки в $800 тысяч

Захарченко, по версии следствия, получил взятку и скидки в ресторане La Maree

Forbes
Время страстей человеческих Время страстей человеческих

Обнаженные пластилиновые человечки Татьяны Бродач покорили Милан и Париж

Vogue
Как бороться с ревностью? 9 эффективных способов перестать себя накручивать Как бороться с ревностью? 9 эффективных способов перестать себя накручивать

Ревность съедает тебя изнутри и мешает жить? Пора от нее избавиться!

Playboy
25 все еще (почему-то) крутых вещей 25 все еще (почему-то) крутых вещей

Есть в этом переменчивом мире вещи и люди, которые забыли выйти из моды

Maxim
«Нет ничего лучше, чем быть академиком и завлабом» «Нет ничего лучше, чем быть академиком и завлабом»

Каким бы оказался сегодня монолог академика Ж. И. Алфёрова?

Наука и жизнь
Дорогой евроремонт: нужно ли расширять премьер-лигу российского футбола? Дорогой евроремонт: нужно ли расширять премьер-лигу российского футбола?

Уже в сезоне 2020/21 в элитном дивизионе могут сыграть не 16, а 18 команд

Forbes
Нужно ли нам бессмертие? Нужно ли нам бессмертие?

Насколько мы готовы к средству, которое гарантирует бессмертие

Psychologies
В Португалии обнаружена новая В Португалии обнаружена новая

Исследуя прибрежные скалы, экологи обнаружили странный разноцветный налет

Популярная механика
Голос Америки Голос Америки

30 июня выходит сериал «Самый громкий голос в комнате» с участием Сиенны Миллер

Grazia
Бизнесмена Василия Бойко-Великого задержали по делу о растрате $500 000 Бизнесмена Василия Бойко-Великого задержали по делу о растрате $500 000

Бизнесмен Василий Бойко-Великий задержан по обвинению в хищении $500 000

Forbes
Санкционная политика Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМир
Встреча века Встреча века

В Пушкинcком стартуют выставки коллекций Сергея Щукина и Fondation Louis Vuitton

Vogue
Взорвать мир Взорвать мир

Взрывным словом «тако» мексиканские шахтеры назвали любимое блюдо

Вокруг света
«Спаситель» ненастоящий? Кто компенсирует убытки за проданного Рыболовлевым Леонардо «Спаситель» ненастоящий? Кто компенсирует убытки за проданного Рыболовлевым Леонардо

Картина «Спаситель мира» вышла на первый план по количеству скандалов

Forbes
Трудный ребенок: 5 приемов воспитания Трудный ребенок: 5 приемов воспитания

Понятные правила для воспитания детей, которые не просто применить в жизни

Psychologies
От Сталинграда до ГАЗа: как в СССР появилась «Победа» От Сталинграда до ГАЗа: как в СССР появилась «Победа»

28 июня 1946 года была собрана первая партия автомобилей ГАЗ-М20 «Победа»

Популярная механика
Celera 500l: что известно о самом секретном самолете в мире Celera 500l: что известно о самом секретном самолете в мире

Таинственный самолет от Otto Aviation

Популярная механика
Компьютер на грядках: как «точное земледелие» возродит российский агросектор Компьютер на грядках: как «точное земледелие» возродит российский агросектор

Почему фермеру необходим компьютер

Forbes
Почему нужно ехать на выставку Марка Ротко в Вену Почему нужно ехать на выставку Марка Ротко в Вену

Журналистка Елена Стафьева побывала на венской выставке Марка Ротко

РБК

Take That решились собраться втроем, чтобы напомнить о себе и своих старых хитах

Playboy
Серьезная крыша Серьезная крыша

Игорь Рыбаков начинает инвестировать в организацию чемпионатов мира по шахматам

Tatler
«Меня долго считали пустозвоном»: стиль Юргена Клоппа, который привел «Ливерпуль» к финалу Лиги чемпионов «Меня долго считали пустозвоном»: стиль Юргена Клоппа, который привел «Ливерпуль» к финалу Лиги чемпионов

Как Юрген Клопп стал одним из лучших футбольных тренеров мира

Forbes
Михаил Шац: «На YouTube гораздо больше искренности, чем в телевизоре» Михаил Шац: «На YouTube гораздо больше искренности, чем в телевизоре»

Шац вернулся на СТС после семилетнего перерыва с программой «Дело было вечером»

Esquire
Русские продаются: что и за сколько ушло на ярмарке Art Basel Русские продаются: что и за сколько ушло на ярмарке Art Basel

Галерист Сергей Попов посетил важнейшую ярмарку современного искусства

Forbes
Визионер гейминга: история разработчика, перевернувшего индустрию видеоигр Визионер гейминга: история разработчика, перевернувшего индустрию видеоигр

Отрывок из книги Терри Вулфа «Кодзима — гений.

Forbes
Открыть в приложении