История исландского рыбака и самурайское плавание: чем полезна водная стихия
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга постоянного автора The New York Times Бонни Цуй о благотворном влиянии воды на человеческое тело и разум, основанная на историях реальных людей. Среди них и олимпийские чемпионы, и современные последователи самурайского стиля плавания нихон эйхо, и исландский рыбак, чудом выживший после того, как провел более шести часов в ледяной воде. Forbes Life публикует отрывок из книги Цуй «Зачем мы плаваем».
Большинство наземных млекопитающих от рождения обладают инстинктивной способностью плавать — но не люди. Слоны, собаки, кошки (хотя и неохотно) и даже летучие мыши умеют плавать (и очень неплохо). Людей и других крупных приматов, например шимпанзе, приходится этому учить . Некоторые ученые полагают, что анатомия человекообразных развивалась в сторону лучшего приспособления к лазанью по деревьям. В редких экспериментах по обучению человекообразных плаванию те совершали толчки, больше свойственные лягушкам, вместо того чтобы грести по-собачьи, как это принято у других млекопитающих.
«Вы эволюционировали из рыбы, — объясняет мне Пол Серено, — но теперь вы сухопутное животное, пытающееся плавать. Вы, что называется, вторичный пловец».
Не спешите слишком расстраиваться. Палеобиолог Нил Шубин объясняет, что строение человеческого тела является наследием древних рыб, рептилий, а также других приматов. В документальном фильме, снятом в 2014 году по его книге «Внутренняя рыба» (Your Inner Fish), Шубин говорит, что «быть ихтиологом-палеонтологом очень полезно, если хочешь преподавать анатомию человека, поскольку часто лучшие принципиальные схемы нашего собственного тела обнаруживаются в других существах». Наследие рыб: их плавники, наши конечности — и то и другое развивается из одной группы клеток.
Внутри нас имеются интригующие следы водоплавающего прошлого. Если же мы храним в своих телах следы других животных, то, следовательно, отголоски определенных функций остаются в нас и пробуждаются при погружении в воду. Опустите двухмесячного младенца в воду лицом вниз, он задержит дыхание на несколько секунд, и его сердечный ритм замедлится, сберегая кислород . Это не значит, что малыш благополучно поплывет, если бросить его в бассейн. По мере взросления младенцев и созревания их нервной системы эффект замедления частоты сердечных сокращений — элемент комплекса примитивных, или остаточных, рефлексов, включающего сосательный и хватательный, — слабеет.