Что не так с российским электронным паспортом?
На днях ВЦИОМ выяснил, что большинство россиян (59%) пока не готовы оформить электронный паспорт. Иметь таковой хотела бы только треть (31%) респондентов. Ключевая причина, по словам социологов, — опасения в низкой устойчивости «цифры» к хакерству и незаконным вмешательствам. Какие еще есть вопросы к документу, который должен появиться у россиян в ближайшие годы?
Введение электронных документов — сложная технологическая и логистическая задача. На электронные удостоверения может быть потрачено свыше 114 млрд рублей. Эти деньги в совокупности с другими цифровыми проектами — способ поддержать на плаву высокотехнологичный сектор российской экономики. Тем более что во всем, что касается оформления документов, Россия серьезно уступает не только Западной Европе, но и своим ближайшим соседям. Удостоверением личности у нас по-прежнему является бумажный паспорт, тогда как Казахстан перешел на пластиковую карточку в 2009 году, Украина в 2016-м, а Молдавия в 1996-м. И только с июля 2020 года — и то в порядке эксперимента — начнется первая выдача электронных паспортов в РФ, а окончательно бумажные паспорта перестанут выдавать с 2022 года.
В информационном обществе использование электронных удостоверений личности (ID) — шаг, безусловно, прогрессивный, снимающий множество барьеров на пути граждан. Карточка эргономична: она мала по размеру, не изнашивается, в отличии от бумажного паспорта, не боится кратковременного попадания в воду. Это должно быть и более практично — российский электронный паспорт заменит СНИЛС, ИНН и водительское удостоверение. По крайней мере, так планируется сегодня.
Однако остаются проблемы и вызовы второго плана, которые не лежат на поверхности. Запретить КПСС и распустить СССР оказалось гораздо легче, чем уйти от правоприменительных практик советского времени. Нынешняя система миграции и учета населения по-прежнему сильно завязана на прописку, переименованную в регистрацию, которая, в свою очередь, фиксируется в паспортах. В итоге оказалось невозможно уйти от внутренних паспортов, хотя в перестройку от них призывали отказаться как от наследия тоталитарного режима.