Репортаж с места события
Алёна Пенева встретилась с Михаилом Зыгарем – военным корреспондентом, писателем, режиссером, – чтобы выяснить, что же ждет журналистику в диджитал-будущем.
Cosmopolitan: Когда я изучала твою биографию, пришла в ужас: как ты смог всё это сделать?
Михаил Зыгарь: Я тоже иногда так думаю. Совсем недавно была совершенно другая жизнь.
Люди стараются держаться подальше от горячих точек, а ты с них начал…
Да я рвался туда! Восемь лет я был военным репортером. Началось с МГИМО, там я изучал арабский, а параллельно успел поучиться на факультете арабской литературы в Каирском университете. Уже тогда я начал писать о Ближнем Востоке. Потом случились теракты 11 сентября в НьюЙорке, а после началась война в Ираке… И я оказался едва ли не единственным журналистом, свободно говорившим на арабском. И хотел продемонстрировать всё, на что способен. Мне тогда исполнилось 22 года.
Неужели тебе не было страшно?
Наверное, было. Всё может быть страшно. Страшно прыгать с парашютом, но прикольно.
Лично мне неприкольно.
В первый раз что-то делать всегда страшно. Когда встаешь на серф, не знаешь, поедешь или упадешь. Но хочется доказать и себе, и всем, что ты можешь больше.
Ты написал книги «Вся кремлевская рать», «Империя должна умереть» и другие. Как ты работал над ними?
Каждая писалась по-разному. Над «Всей кремлевской ратью» работал семь лет. И это «без отрыва от производства». Я видел, что вокруг много людей, которым есть что рассказать, но они не будут это делать под запись, а я могу с ними говорить и откладывать их истории. Но я с самого начала понимал, что люди врут, никто не знает всего и не даст ответов на очевидные вопросы. Я сам искал ответы. Это долгая и скрупулезная работа. Я даже сделал для себя чуть ли не почасовой таймлайн за 20 лет по всем открытым источникам. Потом стал хитрее. Когда писал «Империя должна умереть», придумал технологию и делегировал часть работы по ресерчу. Есть люди, которые лучше меня разбираются в архивах. Я должен уметь придумывать вопросы, ставить задачи и направлять их в нужные точки, чтобы они находили ответы.