До начала гонки: что нужно сделать перед запуском стартапа
Пренебрежение базовой подготовкой к запуску стартапа грозит риском его закрытия уже в первый год. О том, какие меры стоит принять перед тем, как инвестировать крупную сумму денег в новый проект, рассказывает сооснователь и директор по развитию цифровой платформы MUST для грузовых и коммерческих автопарков Антон Редько
Узнайте, нужен ли ваш продукт рынку
Производство товаров и услуг, в которых никто не нуждается, — одна из главных причин провала многих стартапов. Основатели часто не пытаются узнать, насколько востребована их идея, чтобы начать инвестировать в нее, им достаточно лишь быть уверенными в ее инновационности.
Изучите, кто и как производит продукт, который вы хотите вывести на рынок. Попробуйте найти двух-трех потенциальных клиентов, например, в ближнем окружении или в соцсетях, и спросите, как они сейчас решают проблему, которую вы хотите предложить решать с помощью вашего продукта, и насколько эта проблема велика. Потому что может оказаться так, что проблема есть, но она настолько ничтожна и мала, что за ее решение не то, что никто не будет платить, но и говорить о ней не посчитает нужным. Это будет сигналом, что таким продуктом заниматься не нужно. Или наоборот: проблема настолько огромна, что вы не представляли степень ее существенности, и среди тех, с кем вы начнете говорить об этом, могут оказаться первые клиенты или инвесторы.
Возможно, ваши собеседники назовут какие-то конкурентные способы решения, о которых вы раньше не знали. Так вы увидите, существует ли эта проблема как таковая и, если да, как ее сейчас решают, готовы ли платить деньги за ее решение, платят ли уже сейчас, сколько и кому и т.д. Тогда вы сможете сделать осознанный вывод, приступать ли к разработке продукта или нет.
Изучите вопрос внешних инвестиций
Основатели очень часто начинают проект, недооценив стоимость производства продукта и будучи уверенными, что смогут создать и развить его исключительно за свой счет. Но рано или поздно наступит момент, когда развитие продукта потребует дополнительных ресурсов — расширения команды, аренды серверов и т.д., — а имеющихся бюджетов уже будет не хватать. В этом случае события будут развиваться по двум сценариям: либо вы приостановите развитие продукта и стартап превратится в «зомби-бизнес», либо вы привлечете дополнительное финансирование и сможете работать дальше.
Когда наступает такой момент, основатели, не позаботившиеся о привлечении инвестиций заблаговременно, зачастую «прохаживаются» по ближнему кругу партнеров и не находят отклика, а деньги заканчиваются, проект закрывается.
Поэтому уже на старте важно задуматься о том, где и как вы будете привлекать финансирование через инвестиции. Нужно понимать, какой у вас проект: венчурный или не венчурный. И исходя из этого, определиться с типом финансирования: привлекать ли деньги под долю в бизнесе, заключать договор конвертируемого займа, привлекать банковское финансирование и т.д. Проанализируйте также, как быстро вы сможете это сделать, насколько вы готовы к этому, насколько ваш бизнес инвестиционно привлекателен и насколько хорошо упакован для того, чтобы красиво презентовать его потенциальным партнерам или инвесторам.