Всероссийская перепись роботов
В нашей стране насчитывается 290 компаний, которые разрабатывают и производят сервисных роботов (речь идет о машинах, которые не заняты в промышленности, а помогают в быту и сфере услуг). Много это или мало? Ответить на вопрос «Цифровому океану» помогла Алиса Конюховская, эксперт по рынку робототехники в России
Hа пpоизводстве
Первые роботизированные манипуляторы для промышленности появились еще в 1954 году. Уже вскоре их создатель, американский инженер Джордж Девол, основал компанию Unimation, которая начала выпуск и поставку таких систем. Премьерным проектом стала конвейерная линия завода General Motors, но большого успеха бизнес не имел. С 1969 года роботов Unimation стала по лицензии производить японская компания Kawasaki, на сей раз по-настоящему массово, открыв новую эру промышленной робототехники.
Алиса Конюховская: «Самая важная граница проходит между промышленными и сервисными роботами. Эти сферы различаются и тем, какие технологии в них используются, и тем, где они применяются. Рынок промышленной робототехники намного старше, ему более 50 лет. Здесь давно доминируют японские компании: прежде на них приходилось свыше 50 %, сейчас меньше, но ненамного. Поэтому начинающим производителям так трудно добиться успеха. Им приходится конкурировать с предприятиями, в запасе у которых десятки лет, причем сразу на многих уровнях. Здесь соревнуются не только конструкции и технологии, но и навыки организации производства, построения бизнес-процессов, обслуживания и, наконец, маркетинга».
Это не значит, что свободного места на рынке совсем не осталось. Внедрение промышленных роботов — как индивидуальный пошив одежды, здесь нет универсального, заранее готового варианта. Каждого робота приходится «подгонять» под задачи конкретных производств, монтировать, программировать, настраивать и тестировать. Поэтому всегда остается занятие для компаний, занятых внедрением, интеграцией и обслуживанием роботетехнических комплексов на заводах. В нашей стране область интеграции неплохо развита. Компаний, которые занимаются такими проектами, больше сотни, хотя все они не слишком велики и обычно внедряют от нескольких единиц до нескольких десятков роботов в год.
В поле и на складе
Рынок сервисных роботов намного моложе, и здесь далеко не все еще «поделено». Первыми домашними машинами, получившими широкое распространение, стали пылесосы iRobot Roomba, которые появились в продаже в 2002 году. Новинка выросла из проекта, который в конце 1990-х финансировало DARPA — Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, многие разработки которого имели успех «на гражданке». Такой путь весьма характерен для американских робототехнических стартапов: многие из них берут начало от грантов, выданных военными.