Тутанхамон придет за тобой: как появилась легенда о "проклятии фараонов" и кто ее развенчал?
100 лет назад случилось величайшее археологическое открытие — Говард Картер обнаружил почти нетронутую гробницу молодого правителя Древнего Египта, что повлекло за собой череду внезапных и подозрительных смертей всех, кто хоть сколько-нибудь был связан с раскопками. Рассказываем, что происходило на самом деле.
Египетская Долина царей расположена в нескольких километрах к западу от течения реки Нил, недалеко от древнего города Фивы и современного города Луксор. Она окружена высокими скалами, сквозь которые ведет длинный, узкий и извилистый проход. В древности это был некрополь, использовавшийся египетскими фараонами периода Нового царства (1570–1070 годы до н. э.) начиная с фараона Аменофиса I. Место последнего приюта государей, как это положено, защищали на совесть, однако недостаточно: туда пробирались грабители, ученые и просто любопытные.
Я вижу чудеса
Первым из навеки уснувших владык Египта обнаружили фараона Сети I — его гробницу откопали аж в 1817 году. И понеслось. С тех пор было найдено еще несколько десятков гробниц, хотя самой популярной и ценной была обнаруженная в 1922 году усыпальница Тут-Анкх-Амона, чье имя можно перевести на русский как «Живое воплощение [бога] Амона». Вы уже догадались, что это не кто иной, как фараон Тутанхамон, правивший в XIV веке до н. э. И хотя гробницу к тому моменту дважды грабили, в ее недрах по-прежнему находилось более 5000 предметов, погребенных вместе с молодым государем, вернувшим царству стабильность и восстановившим культ Амона.
Нашел гробницу английский археолог и египтолог Говард Картер. C первого дня прибытия в Египет тщеславный британец искал что-то, что принесло бы ему богатство и славу. Но капризная фортуна снова и снова отворачивалась от него. Он уже пребывал в глубоком отчаянии, когда повстречал Джорджа Герберта, пятого графа Карнарвона, и эта встреча перевернула не только его жизнь, но и всю египтологию. У графа было то, чего так не хватало Картеру, — деньги. Даже так — ДЕНЬГИ. Средства, на которые Картер при желании мог копать хоть до Китая. И теперь ученого и нового инвестора его изысканий объединяла одна цель — найти гробницу Тутанхамона.
Картер не первый год грезил разгадкой тайны юного фараона, поэтому начиная с 1917 года прибирал к рукам брошенные раскопы других исследователей и продолжал их рыть. Во-первых — и в его ситуации это было критически важно — такой подход позволял существенно сэкономить на рабочей силе, поскольку львиную долю работы проделали другие люди. Во-вторых, англичанин искренне считал, что гробница действительно где-то там и его коллегам попросту не хватило терпения.
Так продолжалось до 4 ноября 1922 года, пока возле входа в гробницу Рамзеса VI он не обнаружил высеченную из камня ступеньку, что могло указывать на наличие еще одной гробницы. Вскоре были обнаружены другие находки, подтверждавшие его догадку. Картер тут же отстучал телеграмму Карнарвону, поздравив инвестора с открытием, и 25 ноября тот уже лично присутствовал на раскопках. Когда вход в гробницу был распечатан, Картер шагнул вперед и робко посветил фонариком внутрь дверного проема.
— Ну… ты что-нибудь видишь? — нервно переминавшийся с ноги на ногу лорд Карнарвон нарушил гробовую тишину вопросом, ответ на который определял их дальнейшую жизнь.
— Я вижу чудеса… — прошептал Картер.
Россыпи драгоценных камней, мебель из чистого золота, изысканно отделанные вазы, прекрасно сохранившиеся одеяния фараона и, наконец, золотой трон — только он один моментально окупал экспедицию. Сокровища, скрытые от людских глаз добрых три с половиной тысячи лет, теперь явились миру.
Однако работа была закончена лишь через два года, 3 февраля 1924-го, когда Картер и его люди наконец открыли дверь в последнюю камеру гробницы, которая предназначалась для фараона лично. Там обнаружили массивный гранитный гроб, внутри которого помещались еще три гроба поменьше, которые, в свою очередь, с поразительной точностью подходили друг к другу, формируя нечто вроде погребальной матрешки. Два внешних были из дерева, внутри инкрустированы золотом и драгоценными камнями, а третий и последний, выплавленный из чистого золота, хранил останки юного государя Египта — мумифицированное тело Тутанхамона, лицо которого было закрыто маской, повторявшей его черты.