Электрочувствительность
Пять историй Бориса Шершенкова
А что, если весь окружающий нас мир — это и музыкальный инструмент, и произведение одновременно? При этом человек меняет окружающую среду при помощи технологических достижений, воздействуя на электромагнитный ландшафт и создавая антропогенную симфонию. Художник Борис Шершенков делится практиками активного слушания.
Борис Шершенков
Медиахудожник, кандидат технических наук, конструктор музыкальных инструментов. Окончил Национальный исследовательский университет ИТМО и Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. В 2015 году защитил кандидатскую диссертацию по применению ультразвука в промышленной биотехнологии. С 2013 года занимается проектами в области экспериментального звука, археологии медиа и Art&Science, которые были представлены в рамках множества российских и зарубежных выставок и фестивалей.
О вреде сопутствующем прогрессу
Один из первых перформансов, который я сделал в 2013 году, назывался «Цифрофония». Это ироническая отсылка к концепции цифрового звука, но сама работа скорее про физическое изменение окружающей среды под воздействием цифровых технологий. Сейчас такие проблемы на слуху — например, избыточное энергопотребление майнинговых ферм или различных блокчейн-процессов. Или — самое недавнее — инфраструктура для обучения нейросетей, которые требуют все больше и больше вычислительных мощностей. Глобальное потепление опять же. Десять лет назад это было не так ярко выражено, хотя тревогу уже начинали бить.
«Цифрофония» была попыткой обратить внимание на тепловые процессы, которые происходят внутри компьютерных систем, и на те физические объекты, которые мы создаем, чтобы это тепло более эффективно рассеивалось. Для меня в первую очередь были интересны их акустические свойства, и для перформанса я сделал распределенный музыкальный инструмент из подготовленных систем охлаждения, выводящихся в многоканальную систему. Сама работа была не фиксированным музыкальным произведением, а импровизацией с перкуссионными элементами и длительными фрагментами звукового материала для создания звуковых полотен.
Это стало звуковым опытом, который позволяет по-другому узнать и услышать цифровые устройства, с которыми мы имеем дело в повседневной реальности. Понять, что любой цифровой звук, даже наш разговор в зуме — это не что-то эфемерное, это некая инфраструктура, требующая большого количества машинерии, металлургии, строительства специальных центров, работы сотен и тысяч инженеров, которые создают эти технологии. И задуматься, так ли хорошо мы тратим эти ресурсы и стоит ли наносить такой урон планете ради этого всего.
Блокчейн — способ хранения данных в виде цепочки блоков, в которой каждый последующий блок содержит информацию о предыдущем. Один из механизмов защиты данных от редактирования, «доказательство работы» (proof of work), предполагает искусственное завышение вычислительной сложности записи блока, чтобы у атакующего не хватило ресурсов переписать весь блокчейн.