Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового
Продюсер Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» и урбанист Мария Туркина рассказала «Снобу» о трендах социально-культурного проектирования, завершении программы в Черноголовке и о том, как взрастить из горожан блогеров
Мария, предлагаю сначала определиться с терминологией — что такое социально-культурное проектирование?
Социокультурное проектирование как методология сложилось в 1960–1970-х годах и стало ответом на происходившие тогда изменения в обществе и в частности на запрос по созданию комфортной среды. Сейчас можно трактовать это как поэтапную работу с территорией по выявлению ее особенностей, проблем, специфики, используя культурные форматы. Это могут быть лаборатории, выставки, интервенции, экспозиция в городской среде и другие художественные высказывания, но обязательно при условии вовлечения жителей этой территории.
Важно разделить проектировщиков по специализации: архитектура и искусство. На мой взгляд, это очень важная пара, взаимодополняющая компетенции друг друга. Первые создают комфортную инфраструктуру, вторые — работают со смыслами.
Какие инструменты для работы с городом используют проектировщики?
Если говорить об инструментарии, то он будет уникальным для каждого конкретного случая: для одних городов хорошо сработает крупное событие — фестиваль, для других — поэтапная, довольно продолжительная работа малыми форматами: лабораториями, кружками, практикумами, лекциями и так далее.
Чем отличается социально-культурное проектирование в городе с индустриальным наследием и наукограде?
Система будет одинаковая: сначала необходимо исследование, оно акцентирует проблематику, код территории — на его основе выбираются форматы работы. Но можно пойти и от целей: что мы проектируем? Какие процессы необходимо сделать видимыми или запустить? Иногда сначала партнером или заказчиком задается цель, и она может быть не связана или связана косвенно с городской спецификой. В этом случае в проекте придется делать чуть больше запланированного, перепридумывать процесс так, чтобы и цель была достигнута, и специфика города явлена.
Какие факторы влияют на выбор инструментов для решения задачи, будь то развитие культуры или выстраивание активного городского сообщества?
Инструменты зависят от задачи, а их масштабность — от возможностей, в том числе бюджета. «Мы хотим сделать культурный центр “галактического масштаба”» — так звучит цель партнера. А город реализации небольшой, удаленный от федерального центра, ресурсы ограниченны. Быстро выстроить «галактический» масштаб не получится, нужно будет маленькими шажками двигаться к цели, заманивая федеральных специалистов, потому что зачастую в малых городах их просто нет, нет такого уровня компетенций. Это важно для понимания: местные жители практически всегда воспринимают федеральные команды как варягов, но их наличие не прихоть, а необходимость.