Двигатель прогресса
Транспорт — витрина передовых технологий. В России реализованы десятки успешных кейсов внедрения искусственного интеллекта в пассажирских и грузовых перевозках. Применению ИИ в сфере транспорта и логистики посвящен отчет АНО «Цифровая экономика», на основе которого подготовлен этот материал
Пассажирский транспорт
Автомобили относятся к средствам повышенной опасности. Распределение ответственности в случае транспортных инцидентов — правовой вопрос, сдерживающий развитие технологий
Чтобы технический прогресс шел максимальными темпами, в России применяют экспериментальные правовые режимы (ЭПР): для участников экспериментов на ограниченных территориях устанавливают особые, мягкие условия регулирования, позволяющие испытать беспилотные технологии в деле.
Выявление повреждений по фото
Разработчик: «Ситидрайв»
Оператор каршеринга «Ситидрайв» внедрил систему компьютерного зрения, анализирующую повреждения автомобилей по фотографиям, которые присылают клиенты, начиная или завершая аренду. Благодаря системе средний срок передачи автомобилей в ремонт сократился с двух недель до одного дня. Нейросеть рассматривает 100 % фотографий, оценивает степень ущерба, а также выявляет дефекты, о которых не сообщили клиенты.
Беспилотная платформа «Шатл»
Разработчик: НАМИ
По прогнозу НАМИ, внедрение беспилотных автомобилей начнется с закрытых территорий — в бизнеспарках и развлекательных центрах, на промышленных предприятиях. Пассажирский челнок «ШАТЛ» (Широко Адаптивная Транспортная Логистика) — первый в России беспилотник, не созданный на базе серийного автомобиля, а спроектированный с нуля. Поэтому у машины нет руля, педалей и рабочего места водителя.
Подключенный автомобиль V2X
Разработчик: «Телематика»
На Санкт-Петербургской ЦКАД прошли испытания системы V2X. Аббревиатура расшифровывается как Vehicle to Everything: предполагается, что на автомобиль передается вся информация о дорожных событиях, собранная с помощью камер и датчиков дорожной сети. Инженеры отработали 14 сценариев, в том числе появление людей на трассе, заторы, дорожные работы, ухудшение видимости и аварии с последующим автоматическим вызовом аварийного комиссара.
Предрейсовый контроль автобусов
Разработчик: Центр развития цифровых технологий
Программа «Контроль выпуска автобусов (Проверки Подмосковья)» проверяет 12,5 тыс. автобусов Московской области на предмет готовности к выходу на линию. Искусственный интеллект анализирует фотографии и выявляет царапины и трещины на лобовом стекле, вмятины и сколы на кузове и бамперах, мусор и грязь в салоне. Благодаря системе неисправности устраняются в кратчайшие сроки.
Система оптимизации трафика
Разработчик: «ТраффикДэйта»
Система компьютерного зрения собирает информацию о фазах работы светофоров и загрузке перекрестков. При этом используется уже имеющаяся сеть дорожных камер. Полученные большие данные анализируются с применением ИИ, после чего режим работы светофоров адаптивно регулируется в реальном времени. Внедрение системы втрое снижает задержку движения на перекрестках в часы пик.
Грузоперевозки
Основной тренд в современной грузовой логистике — переход на беспилотный транспорт. Ключевой фактор, подталкивающий развитие автономных технологий, — дефицит на рынке труда
Внедрение грузовых беспилотников происходит быстрее, чем пассажирских, — сказывается меньшее число участников движения на загородных трассах и меньший риск для жизни и здоровья людей. Но есть и своя специфика: необходимость учета габаритов и грузоподъемности, совместимость с системами безопасности и контроля грузов.
Беспилотный логистический коридор
Разработчики: «Автодор», «КАМАЗ», «Сберавтотех»
Беспилотные грузовики, со зданные на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901, начали курсировать по трассе М-11 между складскими хабами Москвы и Санкт-Петербурга. Автомобиль взаимодействует с дорожной инфраструктурой через программно-аппаратный комплекс АСУДД М-11 «Нева», который насчитывает почти 2 тыс. единиц оборудования. Расчетный трафик высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 превышает 11 тыс. проездов в год.
Анализ ситуации ДТП
Разработчик: «Лаборатория умного вождения»
Комплекс «Элемент» в сочетании с телематической охранной платформой Connected Car предоставляет оператору транспорта полную информацию о местонахождении и характере эксплуатации автомобиля. Система позволяет точно восстанавливать обстоятельства ДТП: динамику разгона и торможения перед столкновением, координаты и скорость автомобиля. Также ПО защищает от угона и других противоправных действий третьих лиц.
Цифровая диспетчерская платформа
Разработчик: «Цифровая платформа Камаз»
Челнок — это грузовой или пассажирский транспорт, который адаптируется под спрос в реальном времени. Заказы поступают через приложение. Искусственный интеллект агрегирует схожие грузы и пассажиров, выбирает наиболее подходящее транспортное средство и сообщает водителю кратчайший маршрут, чтобы развезти все заказы за оптимальное время. При этом заказчики получают точный прогноз времени подачи машины и окончания поездки с учетом дорожной обстановки.
Автономная грузовая платформа
Разработчик: «Эвокарго»
Полностью автономные грузовые электромобили работают на закрытых территориях складов и промышленных предприятий. Грузоподъемность платформы составляет 2 тонны — на такие перевозки приходится более 50 % межскладского трафика. Внедрение беспилотников не требует изменения инфраструктуры. Компания предоставляет сервис под ключ, включая настройку, испытания и последующее обслуживание машин.