Датчик таланта
Как оценить талант киберспортсмена? Можно ли измерить его и выразить числом? Сколтеховские ученые ищут ответ на этот вопрос, важность которого трудно переоценить, ведь мировой объем киберспортивного рынка исчисляется миллиардами долларов
Одна из лабораторий Центра системного проектирования Сколтеха служит офисом Научной группы интеллектуального мониторинга. На вид ничего особенного: стол для совещаний, проектор с экраном, несколько рабочих мест с компьютерами. Все самое интересное происходит в виртуальных пространствах — ведь здесь работает группа ученых, которые изучают киберспорт и, опираясь на научные методы, создают инструменты для тренировок и побед.
Но сейчас сотрудники встали из-за компьютеров и всей командой пытаются объяснить, почему киберспорт — это спорт.
Спорт или не спорт?
Главный аргумент понятен: киберспортсмены, как и все профессиональные атлеты, должны много и упорно тренироваться. Они работают с тренером, посещают сборы.
Гейминг — это одно, а киберспорт — другое. Киберспортсмен зарабатывает деньги, иногда огромные, но этого условия недостаточно, деньги можно зарабатывать и стримами — за прямые трансляции игры в интернете поклонники щедро благодарят своих кумиров донатами. Спортсмен — это тот, кто участвует в соревнованиях, в числе которых бывают турниры международного уровня с многомиллионным призовым фондом.
Киберспортивные дисциплины можно условно разделить по игровым жанрам: в шутерах участник бегает и стреляет, в спортивных симуляторах играет в виртуальный футбол, хоккей или автогонки, в стратегиях управляет группой персонажей, каждый из которых обладает индивидуальным набором способностей (самая известная из них — Dota). Но турниры проводятся не по жанрам, а по какой-то конкретной игре, и организаторами часто выступают сами гейм-девелоперы*.
Команды из России на мировых турнирах зачастую оказываются лучшими. Мало того, наша страна первой признала киберспорт официальным видом спорта. Но похоже, что чиновников тоже долго одолевали сомнения: впервые «компьютерный спорт» вошел в перечень признанных в России видов спорта в 2001 году, но в 2006 году был исключен, а в 2016-м — включен повторно. Сейчас в стране есть Федерация киберспорта, проводятся профессиональные турниры и Кубок России.
* Разработчики игр.
Антон Виноградов, менеджер проектов Научной группы интеллектуального системного мониторинга Сколтеха
«Когда киберспорт хотят похвалить, его называют шахматами XXI века. Но о чем тут думать, когда стрелять надо? Дело в том, что киберспортсменам важно уметь не только быстро реагировать, но и принимать решения за сверхкороткий промежуток времени — часто даже быстрее, чем в реальном спорте. Нужны ли киберспортсменам физические тренировки? У нас был тренер команды, бывший игрок. Это был единственный тренер, который выгонял игроков на пробежку, заставлял их в баскетбол играть. Принесло ли это какие-то плоды? Не уверен, что принесло, но игроки чувствовали себя лучше. Мне кажется, они просто были счастливее».