Тренды > Защита данных вне сети
Сканировать и обналичить
Трекинг в супермаркетах уже давно стал обычным делом. Как и в Интернете, традиционная торговля пытается отслеживать каждый шаг своего покупателя.
Если при совершении покупок рекламный плакат заглядывает через плечо, ценники показывают точно рассчитанные цены, а кассовый аппарат уже знает покупателя по имени, то это — современный шопинг, который сейчас пытаются внедрить многие сети магазинов. Отслеживание в традиционной торговле — это стремление к тому, чтобы заполучить те аналитические возможности, которыми располагают интернет-платформы. Однако здесь не обходится без технического контроля клиентуры.
На каждом шагу
Много шума наделала новость о том, что рекламные вывески со сканерами лиц собирали в 41 супермаркете Real данные о возрасте, половой принадлежности и продолжительности пребывания клиентов в кассовой зоне. Данные изображения почти сразу удалялись, но анонимизированные метаданные отправлялись аугсбургской компании-разработчику Echion для дальнейшей обработки. Все заверения Real и Echion оказались бесполезными: после протеста и заявлений защитников данных вывески пришлось убрать. В пресс-релизе торговая сеть выразила сожаление: мера была согласована Баварским земельным ведомством по защите данных, при этом «всегда обеспечивалось» соблюдение положений законодательства о защите данных. Однако «в целях достижения максимальной прозрачности и приемлемости для клиентов и общественности в дальнейшем технологические разработки будут рассматриваться в тесном сотрудничестве с консультантами со стороны клиентов Real и фокус-группами». То есть клиенты должны разрешить вопрос слежения за ними.
Тем не менее «танцы с бубном» вокруг шпионящих рекламных вывесок не могут скрыть тот факт, что многие магазины уже давно контролируют каждый шаг покупателя между полками с товаром, анализируя при этом покупательское поведение в режиме реального времени. Это не только прямая угроза для защиты данных и информационного самоопределения. Стремление контролировать клиента и собирать о нем информацию — это путь к новым возможностям для манипуляций, которые раньше были знакомы нам только по Интернету.
Спутники покупателя
Чтобы понять, насколько преуспело отслеживание в магазине (In-Store-Tracking), достаточно краткого экскурса в технологию контроля. В розничной торговле в Европе в основном используется четыре способа такого отслеживания. Во первых, с помощью камер измеряется поток покупателей и обозначаются их маршруты по магазину. Недостаток метода — высокая стоимость установки камер и сложность обработки данных. Чаще (и надежнее с точки зрения законодательства в области защиты данных) используется так называемый Wi-Fi-трекинг, при котором ловятся радиосигналы смартфонов и с помощью триангуляции определяется их местонахождение в помещении.
Поскольку так фиксируются и уникальные MAC-адреса, то отдельные идентифицированные клиенты могут снова обнаруживаться при последующем посещении. Данный подход можно назвать проверенным и недорогим, но он не отличается точностью. Дополнительную точность данных о присутствии и маршрутах клиентов могут дать Bluetooth-маячки и данные мобильной связи. Кроме того, пользователи клиентских приложений могут (незаметно для себя) дать согласие на персонализацию этих данных — и, например, с помощью ультразвуковых сигналов их можно будет однозначно распознать, определить их местонахождение и заманить индивидуальным предложением.