Автомобильное будущее из Швейцарии
На ежегодном автосалоне в Женеве, словно в хрустальном шаре, показывается, как фантастика приобретает реальные очертания. CHIP расскажет о новых электрокарах.
Сколько денег потребуется, чтобы увеличить пробег электромобиля без подзарядки до 1000 километров? У Мэтью Джина, технического директора пекинского стартапа Techrules, этот вопрос сложностей не вызывает: «1300 евро» (то есть 97 780 рублей). Именно столько должна стоить установка Range Extender («Удлинитель пробега») от вышеназванного производителя, если примерно через три года она будет готова к серийному выпуску. Установка состоит из компактной газовой турбины, генератора и электрической части.
Идея Techrules проста: автомобиль постоянно ездит только на электродвигателях, которые питаются от сравнительно небольшой батареи примерно на 15 кВт⋅ч. Длинные расстояния автомобиль преодолевает за счет питания от очень компактного газотурбинного генератора. Таким образом Techrules реализует серийный гибрид, похожий на первый Opel Ampera или BMW i3 с Range Extender. В то время как Ampera имеет большой четырехцилиндровый двигатель, который влияет на эффективность в электрическом режиме, а низкая мощность Range Еxtender в i3 используется только в качестве временного решения, ограничивающего скорость до 90 км/ч, газовая турбина должна обеспечить высокую мощность при малом весе. Чтобы это подчеркнуть, компания Techrules продемонстрировала в Женеве одноместный электромобиль с двигателем мощностью более 1000 л. с. и максимальной скоростью до 330 км/ч.
Большой запас хода за скромные деньги
Демонстрационный образец от Techrules раскрывает, как можно решить проблему запаса хода, свойственную электромобилям. В зависимости от размера топливного бака или газового баллона запас хода на одной заправке увеличивается до 1000 км и более. И тем не менее для повседневных поездок транспортному средству с технологией Techrules будет достаточно электричества из розетки. Прагматичное решение, которое, однако, не претендует на звание самого экологичного и дружественного для окружающей среды — скорее его можно назвать компромиссом между использованием ресурсов и их сбережением. Экономию веса по сравнению с трансмиссией обычного гибрида разработчик Мэтью Джин оценивает в диапазоне от 30 до 40%. Турбина способна работать на дизельном топливе, бензине или газе, причем китайцы предпочитают именно последний из названных видов топлива по причине большей экологичности. «Таким образом, мы получили соответствие стандарту «Евро-6» по уровню выбросов», — отмечает инженер. В перспективе китайцы оценивают средний расход в четыре литра на 100 километров, если гибриды будут приводиться в движение только от турбины.
Газовая турбина, испытанная компанией Chrysler в 1964 году в элегантном «газотурбинном автомобиле» и улучшаемая американскими производителями вплоть до 80-х годов, не смогла найти широкого применения из-за высоких выбросов оксида азота. Теперь Techrules утверждает на примере Range Extender, что турбину «сложно разрабатывать, но просто производить». Компании вторят многие китайские и западные автопроизводители. При этом представленный скоростной гибрид может похвастать и привлекательным дизайном — ведь турбину Range Extender можно установить где угодно, от малолитражек и спорткаров до грузовиков.