Ценное приложение: как поменялась мобильная разработка в России за последние 15 лет
В начале марта Apple выпустила одно из самых масштабных обновлений iOS за всю историю: теперь пользователи могут официально скачивать приложения из альтернативных сторов и устанавливать замены Apple Pay. Хотя изменения пока касаются только ЕС, в России существует аналогичный тренд — правительство уже разрабатывает законопроект о разрешении устанавливать сторонние приложения. Проблема становится актуальнее на фоне отключения платежных решений. Если к отсутствию Apple Pay все привыкли, то на днях пользователи лишились возможности пользоваться и Samsung Pay. Генеральный директор Touch Instinct Дмитрий Костин в колонке для Forbes вспоминает вехи развития отечественной мобильной разработки и рассказывает, что происходит с ней сегодня.
Зарождение мобильной разработки как рынка
Первые магазины приложений появились в 2008 году — в июле стартовал App Store от Apple, а уже в октябре Google запустила Android Market, который затем станет Google Play. В начале 2010-х россияне активно начали покупать смартфоны с опцией скачивания аппов. Сразу стали формироваться маленькие студии, которые исследовали возможности создания мобильных приложений. Например, Touch Instinct выросла из геолокационной игры GeoPoly — ее делали просто потому, что было интересно самим что-то создать. Именно из таких проектов появились первые студии разработки: позже они переквалифицировались со своих продуктов на заказчиков.
Тогда же, в начале 2010-х, первые банковские сервисы выпустили Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, UniCredit и «Тинькофф». Из функций пользователям сначала были доступны лишь просмотр баланса и истории трансакций.
Рынок мобильной разработки уже начал формироваться, но бизнес еще не понимал потенциал приложений. Поэтому инициатива — и экспертиза — были на стороне независимых разработчиков и небольших студий, которые искали новые способы взаимодействия с пользователями и придумывали первые решения для интерфейсов.
Появление первых отраслевых премий
С распространением в обиходе более мощных смартфонов выросла и доля трафика с них. К тому же параллельно развивались технологии мобильного интернета и распространялись сети Wi-Fi, интернет стал быстрее. Это привело к новым возможностям для развития мобильных приложений. Рынок продолжал развиваться, заказчиков становилось больше, чем исполнителей. Правда, бизнесу было не совсем понятно, как выбирать студии для разработки собственных приложений.
С 2014 года стали появляться рейтинги, оценивающие компании, которые занимаются разработкой приложений: Ruward, Tagline, «Премия Рунета», «Золотое приложение», Clutch Russia. Бизнес, у которого не было знакомых разработчиков, мог найти здесь надежного подрядчика с опытом. А студии — возможность громко заявить о себе, показать экспертность, получить признание коллег по цеху.
Появление рейтингов можно считать закономерным процессом развития рынка. Системы оценки собирали и оценивали лучшие кейсы, формировали эталоны, объединяли игроков и устанавливали общие правила разработки мобильных приложений.