Заклятие «Массандры»
Хозяйству на Южном берегу Крыма нужна новая идеология развития в соответствии с тенденциями современного виноделия и новыми потребительскими предпочтениями.
Продали «Массандру». К моменту выхода этого номера в свет мы уже, скорее всего, будем знать имя нового хозяина уникального винодельческого предприятия, символа крымского виноделия, да уж что там говорить, и самого Крыма. Основанная князем Львом Голицыным в 1894 году винодельня в крымском поселке Массандра со временем объединила большинство виноградников Южного берега Крыма, став крупнейшим производителем десертных и крепленых вин, одним из главных центров виноделия в СССР. Лучшие массандровские вина приобрели международную известность, став предметом аукционной торговли, чего удостаиваются только самые достойные и интересные бутылки.
Аукцион по продаже самой «Массандры» назначен на 14 декабря 2020 года, заявки принимались до 8 декабря. За неделю до этого срока информации о потенциальных покупателях не появилось. Стартовая цена установлена в размере 5,3 млрд рублей, или чуть больше $70 млн.
Рискну предположить, что борьбы на торгах не было, и итоговая цена не сильно отличается от стартовой. Если в крупной приватизации 1990-х при всей ее «олигархичности» были хотя бы конфликты и борьба (чего стоят хотя бы аукционы по «Сибнефти» или «Связьинвесту»), то сейчас времена не «лихие» и все должно пройти чинно-благородно. По рассказам сотрудников «Массандры», на предприятии уже больше года работают «прикомандированные» представители будущего собственника. Они и аудит провели, и заодно присмотрели за хозяйством — «как бы чего не увели». Факт превентивного увольнения бессменного российского директора Янины Павленко — ее в середине ноября пригласили в неожиданно, но вовремя освободившееся кресло мэра Ялты — подтверждает эти слухи. Никакой необходимости в передаче дел нет, все уже, видимо, заблаговременно передано.
Аукционная цена «Массандры» многим кажется откровенно заниженной. Формально неплохие финансовые показатели (впрочем, во многом обусловленные особенностями перехода с украинской на российскую бухгалтерию): прибыль 395 млн рублей и выручка 2,2 млрд рублей в 2019 году и впечатляющие активы — почти 4000 га виноградников и еще 7000 га прочих территорий, девять производственных площадок, всемирно известный бренд — таких и во времена развитого социализма было совсем немного, а сейчас-то и вообще не осталось. Разве что «Калашников». Ну и наконец, знаменитая коллекция, насчитывающая сейчас более 400 000 бутылок, — уникальный, хотя довольно малоликвидный актив.