Бьюти-буллинг: кто заставляет женщин ненавидеть свою внешность
Каждый третий россиянин, согласно опросу, сталкивался с травлей из-за внешности в школе, в интернете, и даже дома со стороны самых близких. Нередко люди казнят себя сами, излишне переживая из-за «лишнего» веса или волос, «некрасивых» носов, губ, ушей, рук, ног, — список можно продолжать. Forbes Woman рассказывает о причинах возникновения бьюти-буллинга, формах его проявления и вариантах решения этой проблемы.
«Мужу не нравится моя фигура. Говорит, что у меня нет груди… Мне так обидно», — делится переживаниями женщина на одном из российских форумов.«Хотела походить естественной, с ногтями без шеллака и ухаживая только за кожей… муж начал говорить напрямую — надо тебе брови сделать, маникюр, ресницы налепи себе», — рассказывает другая. Третья спрашивает совета: «Муж как-то бросил тут фразу, что ему не нравятся мои веснушки. И задалась я тут вопросом, как их убрать». Все это примеры бьюти-буллинга.
Бьюти-буллинг — это агрессивные нападки, основанные на принятых в обществе представлениях о красоте и привлекательности, когда те, кто не вписывается в бьюти-стереотипы, подвергаются оскорблениям и насмешкам. Бьюти-буллинг может вызвать и множество психологических проблем, таких как комплекс неполноценности, дисморфофобия, депрессия, анорексия и булимия, считают эксперты. «Бьюти-буллинг мы относим к видам психологического насилия. Восстановление самооценки после такого давления — это длительная работа», — объясняет психолог Елена Болюбах, руководитель кризисного центра для женщин «ИНГО».
Forbes Woman рассказывает о том, как мифы о красоте порождают бьюти-буллинг, и говорит о методах борьбы с этим видом травли.
Миф о красоте
Само по себе стремление человека быть привлекательным — нормально и естественно. В 2022 году в журнале Evolution and Human Behavior было опубликовано исследование о красоте на основе опроса 93 158 человек из 93 стран, которое показало, что нанесение макияжа, использование косметических средств, уход за волосами, выбор одежды, гигиена и физические упражнения являются универсальными для всего мира способами повысить физическую привлекательность. 99% участников сообщили, что тратят более 10 минут в день на действия, которые «позволяют стать привлекательней».
Ссылаясь на другие работы, авторы пишут, что повсеместный человеческий интерес к улучшению своей внешности, по-видимому, имеет глубокие исторические и эволюционные корни: «Склонность человека к улучшению внешнего вида могла возникнуть из склонности приматов к уходу за собой. Декоративное использование красной охры было обнаружено у неандертальцев еще 200 000–250 000 лет назад, и около 164 000 лет назад у ранних сапиенсов. Использование бусин из морских раковин для возможного личного украшения происходило 70 000–120 000 лет назад».
О том, где проходит грань между природной привлекательностью и недостижимым идеалом, в 1990 году написала американская феминистка Наоми Вульф в своей знаменитой книге «Миф о красоте». Она объясняла, что в современном мире стремление быть «идеальными красотками» стало повсеместным, но до XX века такого было намного меньше: «До появления новых технологий массового производства — дагерротипов, фотографий и т.п. — обычная женщина очень редко подвергалась такому воздействию и почти не сталкивалась с примерами идеальных образов за пределами церкви». И добавляла, что за созданием недостижимого идеала стоят индустрия похудения, индустрия косметики, индустрия эстетической хирургии и даже индустрия порнографии.
Отдельно стоит подчеркнуть, что влиянию мифа о красоте подвержены преимущественно женщины. Согласно Вульф, миф о красоте держится на гендерных стереотипах и убеждении, что красота — это объективное качество: «Женщины должны хотеть обладать им, а мужчины должны стремиться обладать женщинами, которые его в себе воплощают».
С тех пор, как была опубликована книга Наоми Вульф, прошло больше 30 лет. Но идеал, создаваемый массмедиа, развенчан не был. Например, внимание профессора Гарвардского университета Энн Бэккер, которая исследовала проявления булимии, привлек тот факт, что на острове Вити-Леву в Фиджи в 1995 году лишь 3% подростков сообщали, что вызывали рвоту ради контроля веса, а всего через три года, в 1998-м — уже 15%. И именно в 1998 году на острове появилось телевидение.
Сегодня внушение вышло на новый уровень из-за появления интернета и социальных сетей. Рене Хоббс, адъюнкт-профессор коммуникаций Университета Темпл, подсчитала, что в среднем девочка-подросток ежедневно проводит около 180 минут, получая информацию из современных медиа, и лишь около 10 минут в день общается с родителями. Данные крупнейшего фотоагентства Getty Images доказывают, что реклама может негативно влиять на самооценку. Так, метаанализ различных исследований, которое проводило агентство, в 2002 и 2008 годах показал, что девочки и девушки в возрасте до 19 лет начинают хуже относиться к своему телу после просмотра изображений стройных женщин. А данные за 2015 год, демонстрируют, что девочки-подростки, регулярно публикующие отретушированные селфи в соцсетях, чаще беспокоятся из-за собственной внешности и идеализируют худобу.
Внешность и абьюз
«Тот, кто вас травит из-за внешности, — это наглый футболист из школьной команды, который разъезжает в купленной родителями «Мазерати» и унижает других. Он завоевывает девушек, демонстрируя им свое совершенное тело, но на отношения, построенные на искренних чувствах, никогда не решится. Все делают вид, что он им нравится, потому что боятся, хотя прекрасно понимают, что это хамло в дорогущих шмотках», — пишет австралийский комик Селеста Барбер.