Осознанное потребление
Осознанное потребление стало одним из триггеров быстрого развития общества, и индустрия питания, как одна из самых креативных и продвинутых, не может остаться в стороне от мировых трендов. Но вот что такое для нас, людей, работающих в этой индустрии, осознанное потребление, пожалуй, большой вопрос. К тому же он вынужденно делится на личное отношение к этой теме и отношение к ней того предприятия, где ты работаешь или которым управляешь. Давайте попробуем разобраться.
Александр Иванов, заместитель руководителя Департамента торговли и услуг г. Москвы
Начнем с термина. Я попробовал собрать короткую компиляцию из всего, что сказано, а также написано в различных печатных и электронных изданиях.
Осознанное потребление — это способ удовлетворить свои потребности таким путем, чтобы найти баланс между личным комфортом и пользой для планеты.
Другой термин — экологичное потребление — мне лично не нравится, так как, во-первых, тему экологии заездили все кому не лень, а во-вторых, экология в ее сегодняшнем понимании — часть общефилософского понятия осознанного отношения к окружающему нас миру во всех его проявлениях.
Часто мы не обращаем внимания на действия, совершаемые нами или по привычке, или исходя из каких-либо писаных или неписаных правил. Большое значение тут имеет мода на определенные действия, товары и услуги.
Осознанный подход ко всему, что мы производим, продаем, покупаем, используем или выбрасываем, поможет сохранить и улучшить жизнь на планете. Это и есть осознанное потребление, и оно во всем.
В его концепцию часто вплетается тема неразумных трат, но, я полагаю, эта тема неоднозначная, так как порой то, что более доступно и дешево, не вписывается в философию разумного осознанного потребления.
В целом же речь идет об отношении к жизни, своей и окружающих, а также к той деятельности, которую человек осуществляет.
В различных источниках можно найти много информации на эту тему, начиная от нечитаемых тягостных текстов с мессианскими мотивами до простых правил, принимаемых в текущих условиях.
Понятно, что решение о том, следовать ли какой-либо линии поведения, зависит и от личного культурного кода, и от текущей для каждого конкретного человека экономической ситуации.
Для примера рассмотрим самые простые декларируемые правила:
1. Заменить пластиковые пакеты многоразовой сумкой или авоськой.
2. Покупать такое количество продуктов, которое вы сможете съесть.
3. Сортировать отходы.
4. Покупать более дорогую, но качественную одежду.
5. Отдавать вещи на переработку и нуждающимся.
6. Находить ненужным вещам новый дом.
7. Экономить электричество и воду.
Как-то все очень просто, да? Но именно в этой простоте и скрывается краеугольный камень всей философии. Технологические действия, стоящие за самыми простыми решениями, порой носят очень сложный характер. Например, сортировка мусора. Элементарное действие, которое тянет за собой целый воз задач, требующих решения на предприятии питания, начиная от места, где собирать раздельный мусор, и заканчивая тем, что надо потратить деньги на приобретение специального оборудования, которое, скажем, колет в крошку стекло или обезвоживает пищевые отходы (что подразумевает готовность к этим тратам).
Или возьмем использование воды. Сколько различных приспособлений создало человечество, чтобы минимизировать ее расход, но всеобщее представление о ней как о бесконечном ресурсе напрочь ломает тему осознанного потребления. Порой кажется, что водяной поток из крана не может закончиться в принципе, и только выход предприятий питания в нестационарные форматы, когда под рукой не оказывается привычного водопровода, наталкивает людей на необходимость бережного отношения к воде. И в этом случае экономика тут же включает свой счетчик, который на стационарном предприятии, конечно, тоже тикает, но не так заметен. Где взять воду, как хранить, как использовать, как мыть, как готовить, куда девать тару от этой воды после ее использования, куда девать грязную воду — все это начинает накручиваться как в прямом, так и в переносном смысле.