Матисс и Снупи
«Кажется, это наша обложка» — в чате нового номера сообщение от главного редактора. С экрана прямо в душу смотрит беззастенчиво улыбающийся четырехлистный цветок. Мы засомневались: когда готовишь номер о детстве, сложно не скатиться к совсем примитивным образам и формам. Рассмотрели повнимательнее другие работы художника Мики Линдеберга (@micke_ linderbergh), и поняли, что, несмотря на простые линии и чистые цвета, не все в них так очевидно.
Сочная графика, пестрые штаны, солнечные фотографии и улыбка от уха до уха под рыжеватой бородой — Мики живет в Сиднее. На предложение поработать вместе над номером он ответил почти сразу: дружелюбно, с полной готовностью, без лишних вопросов, не пропадал и «не морозился». Не возникло сомнений, что вот он, подлинный австралийский стиль. Когда во время интервью выяснилось, что Мики — швед, стало еще непонятнее, но интереснее. «Я вырос в Стокгольме, с родителям и и старшей сестрой. Моя мама печет потрясающий хлеб и булочки, а папа — самый дружелюбный и открытый парень, которого вы могли бы встретить». У родителей Мики нет художественного образования, но он вспоминает, что отец развлекал его, рисуя мультяшного персонажа по имен и Бруно — теперь татуировка с ним украшает руку сына-художника. Он сделал ее недавно, когда понял, насколько образ Бруно повлиял на него и утвердил в желании рисовать.
Со временем у маленького Мики тоже появился свой персонаж — добродушная змея в шляпе Ormis. Родители сделали самое главное — не мешали проявляться детям в той мере и манере, что оказалась им присуща с рождения. «Мы с сестрой все детство писали музыку, а еще я смотрел много мультиков и целыми днями собирал корабли и лодки из Лего. Папа помогал мне их красиво фотографировать». Будучи родителем, сложно представить, что из таких детских увлечений разовьется настоящий талант. Но то, что я поначалу приняла за проходящую через все работы отсылку к граффити, оказалось именно бешеной любовью к мультипликации. «Я всегда смотрел много манги и мультиков. Мои фавориты — Снупи, хорватский анимационный сериал 70-х “Профессор Бальтазар” и японский “Дораэмон” того же периода. Должен признаться, я и сейчас продолжаю их смотреть».
«Мой наивный стиль естественен для меня. Мне всегда нравилось искусство с очень простыми формами и хорошо сбалансированными, но игривыми композициями. Когда я рисую, у меня возникают те же чувства, что и в детстве, когда я играл с Лего»
В средней школе Мики занимался музыкой и рисованием, потом закончил Стокгольмскую консерваторию и переехал в Великобританию, чтобы поучиться графическому дизайну в Лондонском университете искусств. «Большую часть времени я проводил в студии трафаретной печати, делая из своих рисунков паттерны. Думаю, что работа с принтами сильно повлияла на то, как я рисую сегодня».
«Несмотря на много лет художественного образования, я никогда не учился классической живописи. И продолжаю рисовать как ребенок, ну, может быть, немножко сложнее, как и в детстве восковыми мелками и фломастерами, которые правда, заменил на маркеры Posca. Для больших работ на холсте и бумаге использую акриловые краски»
В Лондоне он познакомился со своим партнером, несколько лет они путешествовали по Европе и четыре с половиной года назад решили осесть в Сиднее. Почему именно тут? «После стольких лет в Лондоне захотелось пожить в спокойном городе с пляжами и в окружении природы. Здесь довольно мощная арт-сцена, есть несколько потрясающих галерей и очень развит дизайн, а еще в Сиднее живет один из моих самых любимых художников — Кен Доун». Не в последнюю очередь Мики выбрал Австралию из-за разнообразия местной диковиной флоры: цветов и тропических растений, эндемиков, которые растут только здесь. «Я сам удивляюсь тому, что в моей работе так много цветочных мотивов, но это как-то само собой происходит. Возможно, дело в том, что в детстве я хотел стать садовником — и сегодня мои картины и мой дом заполнены цветами».
Любовь к японским и хорватским анимационным сериалам 70-х, Лего, Леже и Миро, переехали вместе с Мики из Стокгольма в Сидней и превратились там в улыбающиеся цветы и букеты, закрученные на манер голубых обнаженных Матисса. «Когда в Тейт Модерн привозили аппликации Матисса, я, кажется, сходил на выставку больше пяти раз».
Лондон все равно присутствует в жизни Мики — сегодня он делит студию с другими художниками в одном из самых модных районов Сиднея Серри Хиллс, который называют австралийским ответом Ноттинг-Хиллу. Престижный, с непринужденной творческой атмосферой, он весь заполнен стильными ресторанами, галереями, аутентичными барами, магазинчиками с лучшим в городе мороженым, лавками с винтажем и антиквариатом. «Раньше я работал дома, но понял, что чувствую себя гораздо продуктивнее, когда хожу в студию. В нашей мастерской, как и в районе, где она находится, получается сохранять идеальный баланс между работой и весельем». А еще здесь такое количество пекарен, что в любое время дня в воздухе пахнет свежим хлебом и булочками. Совсем, как у Мики дома.