Больше, чем транспорт: как велосипед превратился в идейный символ
Появление велосипеда стало настоящей революцией и сопровождалось множеством надежд. Рассказываем, как люди ушедших эпох не только развивали и совершенствовали велосипед, но и превращали его в символ своих идей.
Милитаристская машина, любимая игрушка суфражисток и главный козырь экологов.
Дефицит овса как двигатель прогресса, или машина для перевозки раненных
Первая половина XIX века. В Европе только завершились Наполеоновские войны, истощившие регион, а в Новой Англии случился неурожай овса. Одной из главных «потерпевших» от недостатка зерна стала Германия: солдаты Наполеона, возвращались домой через немецкие земли и немилосердно грабили зернохранилища. Насмотревшись на этот беспредел, молодой барон Карл фон Дрез подал прошение о даровании ему «привилегии» на производство особой самоходной машины.
«В условиях войны, когда сами лошади и корм для них становятся дефицитом, небольшой парк таких транспортных средств в каждом военном подразделении мог бы сослужить важную службу, особенно для передвижения на короткие дистанции и для перевозки раненых», — писал изобретатель в одной из своих статей.
Проекты первых «самоходных машин» Дреза не сохранились. Известно, что одну из них он показывал русскому императору Александру I, другую демонстрировал на Венском конгрессе, но, понимал, что ему не удалось справиться с техническими трудностями, среди которых «огромная усталость, связанная с передвижением по плохим дорогам и по горам».
Специалисты по истории техники и авторы энциклопедии «Велосипед: иллюстрированная история» Тони Хэдленд и Ханс Эрхард Лессинг, считают, что к новым разработкам Дреза подтолкнули не только войны, но и голод 1816 года, когда температура в Европе снизилась до критической отметки (сам период получил название «Год без лета»). А решение отказаться от лишних колёс пришло к изобретателю после поездок по узким лесным дорогам. Дрез убрал все лишние элементы, приводящие механизм в действие, и фактически получил беговел. Да-да, годы работы и сложных вычислений серьезного ученого привели к мечте современных четырехлеток, но с тормозом, что было совершенной новинкой эпохи.
На родине Дреза изобретение назвали Laufmaschine (беговая машина), а во Франции и Англии эта штука получила имя изобретателя draisine (англ.) или draisienne (франц.) Кстати, железнодорожная дрезина именуется так именно потому, что изначально тоже была двухколёсной и двигалась по одному рельсу
Но было у французов и ещё одно словечко. Дрез изо всех сил работал над тем, чтобы его изобретение продавалось во многих странах. Но как государственный чиновник, он не мог путешествовать без специального разрешения, поэтому вёл дела с партнёрами. В Париже таким помощником для изобретателя оказался знаменитый фигурист Жан Гарсан. Как считают Хэдленд и Лессинг, именно для его рекламной кампании было придумано слово «vélocipède» от латинского vēlōx «быстрый» и pes «нога».
Увы, новое, более урожайное и благоприятное для лошадей лето погасило интерес к пращурам современных велосипедов. Изобретение Дреза, изначально задуманное как опора для армии, а затем и транспорт для гражданских, было небезопасно: слишком глубокие колеи на дорогах и слишком многолюдные тесные улицы не оставляли велосипедистам места для поездок.
О новый быстрый мир
Дрез так и не стал успешным велосипедным предпринимателем (хотя вдобавок к велосипеду изобрёл ещё и прабабушек современной мясорубки и печатной машинки), но маятник был запущен. Дрезины, несмотря на слабый к ним интерес, совершенствовались, а в 60-х годах XIX и вовсе обрели вид современного велосипеда с педалями и тормозом. Создателем этой конструкции стал французский мастер Пьер Лалман, который и запатентовал модель. По другим данным, уже на рубеже 30-40 годов педали на велосипед поставил британский кузнец Киркпатрик Макмиллан. Так или иначе, в массовое производство новинка вышла именно во Франции, облюбованная промышленниками братьями Оливье и конструктором Пьером Мишо.