Большая игра: как гейминг все больше становится инструментом госполитики
Накануне Дня Победы Владимир Путин подписал указ об основах госполитики в области исторического просвещения. Документ, в частности, предусматривает создание механизма госконтроля за рынком компьютерных игр, чтобы исключить распространение продуктов, «создающих искаженное представление о событиях отечественной и мировой истории». По мнению директора Межконтинентальной киберспортивной лиги Александра Горбаченко, эти и другие меры регулирования последнего времени — не что иное, как признаки активной вепонизации видеоигровой индустрии и киберспорта, а также их превращения в инструменты военной пропаганды и психологической войны.
До появления президентского указа российские власти уже предлагали различные меры регулирования компьютерных игр. Так, в октябре прошлого года президент Владимир Путин поддержал идею обязать иностранные компании, разрабатывающие онлайн-игры, перенести свои серверы в Россию. А затем, перед самым новым годом, распорядился проверить информацию в видеоиграх на соответствие российскому законодательству.
Принимаемые государством меры показывают — видеоигры в нашей стране окончательно перестали восприниматься высшим политическим руководством исключительно как сфера развлечений и перешли в область большой политики. Что, впрочем, вовсе не удивительно и даже вполне ожидаемо на фоне «спецоперации»* и противостояния России с глобальным Западом на военном, политическом и культурно-идеологическом уровнях. Видеоигры становятся уже не только эффективным инструментом мягкой силы, но и инструментом военной пропаганды, с помощью которого можно путем определенных нарративов формировать ценностные и мировоззренческие установки, а также образ врага.
Причина активной вепонизации (использование в качестве оружия мирных объектов, не предназначенных для боевых действий) видеоигр кроется, на мой взгляд, прежде всего в активном развитии технологий. За минувшие 30 лет видеоигры из забавных, а иногда и очень затейливых 16- и 32-битных двухмерных пиксельных и полигональных поделок с довольно примитивной MIDI-озвучкой превратились в совершенные с точки зрения графики, музыки и сюжета произведения, порой превосходящие по качеству картинки и звука даже крупнобюджетные киноблокбастеры. Речь идет, конечно, не об инди-играх, а о дорогостоящих проектах AAA-класса.