«Болезнь молчания»: как правильно говорить на сложные и запретные темы с коллегами
В каждой команде есть темы, о которых предпочитают молчать. Неадекватное поведение коллег, системные ошибки руководства или нерешенные конфликты. Конечно, их обсуждают — в закрытых кабинетах, на обеденных перерывах или подальше от офиса. Директор Еврейского музея и центра толерантности, бизнес-тренер Анна Макарчук рассказывает о причинах «болезни молчания» и о том, как создать среду без табу в коммуникации.
Многие лидеры даже не подозревают о глубине разрыва восприятия, существующего между ними и их командами, пока не столкнутся с выгоранием, а бизнес не понесет убытки. Они могут ошибочно полагать, что молчание означает согласие, не осознавая, что такое предположение порождает эффект ложного консенсуса и ведет к принятию решений, основанных на недостоверной информации. Что изменилось бы, если бы команды могли открыто говорить о любых проблемах без страха репрессий?
Почему мы молчим
Молчи — за умного сойдешь.
Не забывай, где должно сказать, а где надо промолчать.
На то у человека язык, чтобы уметь молчать.
Кто смолчит, тот не согрешит.
Лучше молчать, чем говорить, а то и за правду поколотят.
Пословицы разных этнических культур — квинтэссенция опыта поколений — недвусмысленно советуют нам молчать в любой непонятной или небезопасной ситуации, поскольку слова могут негативно сказаться не только на нашем имидже, но и на физической целостности говорящего.
В чем причина этого запрета? Молчание в коммуникативном пространстве — нечто гораздо большее, чем тишина, это осознанный выбор коммуникатора, в котором кроется и личный смысл, и личное высказывание.
Модель высоко- и низкоконтекстных культур Эдварда Холла
Эдвард Холл, американский антрополог, еще в 1968 году ввел понятие высоко- и низкоконтекстных культур, которое стало фундаментальным в понимании различий в межкультурной коммуникации.
В высококонтекстных культурах большое значение придается невербальным сигналам и контексту общения. Слова имеют меньше значений по сравнению с тем, как они произносятся, и окружающим контекстом, в котором они используются. Как одет мой партнер? В какой он позе? Как смотрит? О чем молчит? Такие культуры часто полагаются на длительные личные отношения и сильные связи. Это Япония, Китай и многие арабские страны. В таких культурах табуированные темы могут обсуждаться косвенно, через намеки и иносказания, чтобы избежать конфронтации и сохранить гармонию (или ее видимость) в группе.
На противоположном конце спектра находятся низкоконтекстные культуры, где предпочитают коммуницировать ясно, прямо и логично — например, в США, Германии и Швеции. Слова имеют большое значение, и люди ожидают эффективности в общении. В таких культурах открытое обсуждение чувствительных вопросов часто воспринимается как крайне желательное, поскольку способствует прозрачности и взаимопониманию.
Где тут современная Россия? Как и во многом другом, где-то между. Россия обычно рассматривается как культура с элементами как высококонтекстной, так и низкоконтекстной коммуникации, хотя в большей степени она все-таки склоняется к высококонтекстному типу.
Во-первых, в российской коммуникации очень важны мимика, жесты, интонации и паузы в разговоре. Во-вторых, прежде чем переходить к существу дела, у нас принято сформировать доверительные отношения. В-третьих, в общении присутствует элемент индиректности, когда прямое выражение своего мнения или критика может быть заменена более обтекаемыми формулировками, чтобы избежать конфликта или не обидеть собеседника.
По мнению доктора филологических наук лингвиста Вадима Дементьева, который анализирует национальную специфику российской непрямой коммуникации, вежливость может быть связана не только с использованием непрямых выражений для смягчения возможного воздействия, но и с потребностью в создании комфортного пространства для общения, где собеседники могут сохранять личное достоинство и не чувствовать давления. Такой подход отражает уважение к личному пространству и статусу. И в то же время чрезмерная вежливость может быть воспринята как неискренность или даже как манипуляция. По словам Дементьева, избыточная вежливость может быть неприемлема, если она используется с целью избежать открытого выражения мыслей или чувств. Разные поколения могут по-разному воспринимать степень вежливости, и что молодые люди могут воспринимать косвенные формы обращения как излишне формальные или даже ограничивающие.
Культура молчания и спираль молчания
Помимо этнически-обусловленной культуры непрямого высказывания, есть еще и такое понятие, как культура молчания или заговор молчания. Впервые это понятие ввел Пауло Фрейре, бразильский педагог и общественный деятель в начале 1970-х годов. Он рассматривал культуру молчания как инструмент угнетения сообществ.