Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историйРепортаж

Валентина Талызина: «Эльдар Рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Павел Соседов

«Когда я пришла на первую смену, чтобы озвучивать Надю в «Иронии судьбы...», ко мне подошла супруга Рязанова и прошептала: «Валя, надо спасать картину». Я обалдела. Звоню вечером ассистенту по актерам, спрашиваю: «Почему это Нина сегодня мне такие слова сказала?» — «А потому что состоялся черновой прогон картины. Скучища жуткая. И по студии уже пошли разговоры, что Рязанов наконец проваливается», - рассказала актриса.

— Валентина Илларионовна, вы уже больше шестидесяти пяти лет служите в Театре имени Моссовета. К юбилею творческой деятельности выпустили спектакль «Пиковая дама», в котором играете главную роль. А как все начиналось?

— На наш дипломный спектакль в ГИТИСе, где я училась на актерском, пришли представители Театра Моссовета: режиссер Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, народный артист Борис Юльевич Оленин и директор театра Михаил Семенович Никонов. Мы играли спектакль «Цимбелин» по малоизвестной пьесе Шекспира. Я — принцесса Имогена, а Вадик Бероев — Постум. Нам удалось одолеть шекспировский текст, спектакль получился. И нас двоих с Бероевым пригласили в Театр Моссовета. Позже Михаил Семенович Никонов привел в театр много талантливой молодежи. Но мы с Бероевым были первыми, кто разбавил солидную возрастную труппу Завадского. Меня назначали в основном на роли молодых героинь второго плана, главным образом комсомолок в пьесах советских драматургов. При этом за первые шесть лет моей службы в театре ни Юрий Александрович Завадский, ни Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф (его бывшая супруга и постоянный сорежиссер) ко мне так с предложениями и не подошли.

А потом режиссер Инна Данкман назначила меня на роль Маргариты, дочки Людоеда, в детском спектакле «Когда часы пробили полночь» по пьесе Екатерины Борисовой. Моей героине рисовали усики, какая-то блюмбочка у меня на голове была. И в театре роль посчитали удачей. В честь премьеры в кабинете директора Михаила Никонова организовали шампанское. И Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф сказала: «Я поздравляю вас, Валя». А я возьми да и скажи: «Спасибо, но вам это не мешает не брать меня в свои спектакли». Она лишь ответила: «Посмотрим...» Так случилось, что вскоре в Театр Моссовета из Театра Пушкина вернулась Фаина Раневская, и на нее решили поставить спектакль «Дядюшкин сон» по Достоевскому. Директор театра посоветовал Ирине Сергеевне на красавицу Зинаиду взять артистку Талызину. С Фаиной Георгиевной мы впервые увиделись на репетиции. А я все фильмы ее знала... От волнения зажалась, задеревенела и разжаться не могла. А они — Ирина Сергеевна, Фаина Георгиевна Раневская, Константин Константинович Михайлов, Варвара Владимировна Сошальская — еще и говорили между собой на французском. А я в школе своего Борисовского зерносовхоза Омской области учила немецкий язык. Это вгоняло меня в ступор — на репетициях сидела тумбочка тумбочкой.

Валентина Талызина и Фаина Раневская в спектакле «Дядюшкин сон», Театр им. Моссовета, 60-е годы

— Они это специально делали?

— Нет. Для них это было естественным общением. Они обсуждали что угодно, но не меня. Они вообще меня игнорировали. Наступило время прогонов, и Ирина Сергеевна сказала мне: «Валя, вы чувствуете, что заваливаете роль?» — «Чувствую». — «Ну, приезжайте ко мне домой, еще раз разберем обстоятельства, действия, внутреннее содержание роли, второй план». Я приехала, все разобрали. Прихожу на репетицию на следующий день — все то же самое: я тумбочка... Когда был готов мой костюм, меня облачили в кружевное платье, затянули в корсет, оголили плечи, сделали историческую прическу, надели серьги... Я подошла к зеркалу, которое и сегодня стоит у нас в театре перед сценой, смотрю в него и сама себя спрашиваю: «Кто это?» Через секунду понимаю, что это я. И тут же мне приходит в голову очень простая мысль: «А кого я боялась?» И пошла на сцену. У меня был монолог: «Князь, простите меня...» Я как упала на колени, как начала говорить свой монолог — свободно и просто, от всего сердца — до балкона. Фаина Георгиевна тут же прокомментировала: «Ирина, это же мелодрама!» — «Ничего, ничего, Фаина Георгиевна, — ответила Ирина Сергеевна, — пусть-пусть...» Она поняла, что меня наконец прорвало. И роль у меня пошла...

— А что было после премьеры? Вы ее отпраздновали?

— После премьеры Фаина Георгиевна пригласила нас к себе домой. Так как у нее дома из продуктов был только хлеб, по дороге мы купили бутылку вина и докторской колбасы. Сели за стол, но все время звонил телефон, и Фаина Георгиевна, конечно, отвечала. Это те, кто был на спектакле, звонили поздравить Раневскую. Мы только и слышали ее ответное: «Спасибо, спасибо, спасибо...» Раз, второй, третий, пятый... И наконец Ирина Сергеевна сказала: «Фаина, ну сколько же нам сидеть с полными стаканами?» Раневская закивала нам и произнесла в трубку: «Спасибо большое, но я не могу говорить — я с вами говорю из автомата». «Больше я к телефону сегодня не подойду», — заверила нас Фаина Георгиевна.

Знаменитый импресарио Соломон Юрок пригласил на гастроли в Париж три спектакля Театра Моссовета: «Дядюшкин сон», «Маскарад» с Мордвиновым и «В дороге» с Бортниковым. Но Раневская дипломатично отказалась от поездки. Она была очень умным, проницательным человеком и поняла, что для главной актрисы труппы Веры Марецкой на гастролях роли нет. Фаина Георгиевна сказала: «Я была в Париже, я училась в Париже, я туда ехать не хочу». Ну а если артистка отказывается, ее нужно заменить. А кем? Конечно, Марецкой. И кстати, Вера Петровна очень серьезно отнеслась к работе. В Париже ей выпало гримироваться в грим-уборной самой Сары Бернар. И от волнения Вере Петровне стало плохо с сердцем — антракт задержали на 40 минут.

Ко мне после спектакля подошла Эльза Триоле — маленькая сухонькая старушка, сестра Лили Брик и супруга Луи Арагона. У нее на всю грудь была огромная брошь — бриллианты и бирюза, это я запомнила. Я перед ней стояла в гриме, в костюме Зинаиды, а она, протягивая мне руку, сказала: «Я пришла взглянуть на русскую красоту». Про себя я подумала: «Видела бы ты меня без грима». Потом во французских газетах были напечатаны хвалебные рецензии на наш спектакль и везде обсуждалась русская красота молодой актрисы, исполняющей роль Зинаиды. И мои сотоварищи артисты Витя Отиско и Вадик Бероев со смехом все это зачитывали: «Валька, иди сюда, ты посмотри, что про тебя пишут: высокий лоб, лебединая шея, осиная талия, царственные плечи... Валька, покажи, где это все у тебя?»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сара Джессика Паркер. Звезда в балетной пачке Сара Джессика Паркер. Звезда в балетной пачке

Сара Джессика Паркер стала ролевой моделью для миллионов женщин во всем мире

Караван историй
Эмбрион человека при развитии постоянно нарушает симметрию Эмбрион человека при развитии постоянно нарушает симметрию

«Жизнь состоит из постоянного нарушения симметрии»

ТехИнсайдер
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие умения, которые пригодятся везде и всегда. Их стоит отточить

Лиза
Зигзаг удачи Зигзаг удачи

Три личные и искренние истории поисков и открытий себя

Psychologies
Что делать, если мужчина охладел в постели Что делать, если мужчина охладел в постели

Партнер теряет к тебе сексуальный интерес? SOS: куда бежать и что предпринимать?

Лиза
«Трудные подростки»: создатели социального проекта вокруг сериала — о его влиянии на общество «Трудные подростки»: создатели социального проекта вокруг сериала — о его влиянии на общество

Создатели сериала «Трудные подростки» о проблемных тинейджерах и обществе

СНОБ
Дьявол в деталях Дьявол в деталях

Языком моды Михаил Булгаков владел не менее виртуозно, чем литературным

Men Today
10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя 10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя

Цитаты Алеси Кафельниковой — символа российского гламура нового поколения

Psychologies
Король полноразмерных внедорожников. Пять поколений Cadillac Escalade Король полноразмерных внедорожников. Пять поколений Cadillac Escalade

Escalade до сих пор остаётся одним из самых неоднозначных автомобилей

4x4 Club
Как вам продают саморазвитие (и очень дорого!) — объясняет психолог Татьяна Мужицкая Как вам продают саморазвитие (и очень дорого!) — объясняет психолог Татьяна Мужицкая

Насколько стремление блогеров и коучей помочь людям искренне и бесскорыстно?

Psychologies
Как травма становится стимулом для роста: 7 необходимых этапов Как травма становится стимулом для роста: 7 необходимых этапов

Душевные травмы: калечат или дают стимул для внутреннего развития?

Psychologies
Источник вдохновения Источник вдохновения

Почему Марракеш привлекает богатых и знаменитых

RR Люкс.Личности.Бизнес.
10 цитат Альфрида Лэнгле, которые вернут вашей жизни смысл 10 цитат Альфрида Лэнгле, которые вернут вашей жизни смысл

Несколько цитат известного психолога, которые помогут вернуть смысл жизни

Psychologies
Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом

Что сейчас на переднем крае «битвы копирайтов»?

Forbes
Летящие над водой Летящие над водой

Всемирный конкурс лучших решений в области судов на подводных крыльях

ТехИнсайдер
Кристина Кузьмина: «Болезнь научила меня быть счастливой и радоваться мелочам» Кристина Кузьмина: «Болезнь научила меня быть счастливой и радоваться мелочам»

О жизни Кристины Кузьминой можно снять захватывающий фильм

Здоровье
Ах, Самара-городок Ах, Самара-городок

Визитные карточки Самары, которые изменят твои представления о ней

Лиза
Продюсер Максим Королев: В киноиндустрии огромный дефицит кадров Продюсер Максим Королев: В киноиндустрии огромный дефицит кадров

Максим Королев о том, как начинающему кинематографисту попасть в сферу

СНОБ
Странная новая мода: зачем пилоты выключают двигатели перед приземлением Странная новая мода: зачем пилоты выключают двигатели перед приземлением

Как заходили на посадку раньше и почему мода включать двигатели появилась сейчас

ТехИнсайдер
Все по уму: как нейросети меняют представления пользователей о телефонах Все по уму: как нейросети меняют представления пользователей о телефонах

О принципиальных изменениях в функционале смартфонов и о Galaxy AI

Forbes
Разрушаем главный гендерный стереотип: оказывается, женщины тоже охотились на мамонтов Разрушаем главный гендерный стереотип: оказывается, женщины тоже охотились на мамонтов

79% женщин были охотницами и продолжали охотиться даже после рождения детей

ТехИнсайдер
Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах

Книги, которые заставляют задуматься над семейным насилием и эпидемиями

СНОБ
От поющих сестер до Spice Girls: как появились и почему исчезли женские группы От поющих сестер до Spice Girls: как появились и почему исчезли женские группы

О чем пели первые женские коллективы, как Spice Girls стали мировой сенсацией

Forbes
5 «вредных» напитков, которые полезны для здоровья 5 «вредных» напитков, которые полезны для здоровья

Соки, кофе и какао — чем полезны эти «вредные» напитки?

ТехИнсайдер
Ультразвук в кофемашине приготовил колд-брю за три минуты Ультразвук в кофемашине приготовил колд-брю за три минуты

Ультразвуковые колебания на фильтр кофемашины ускорили приготовление колд-брю

N+1
Арифметика везения Арифметика везения

3 удачных и 3 опасных цифры для привлечения денег

Лиза
Социальное такси: кому положено и как им пользоваться Социальное такси: кому положено и как им пользоваться

Все о социальном такси: кто может пользоваться, какие условия, как вызвать

РБК
Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса? Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса?

«Виды доброты»: отрубленные пальцы, порнография, танцующие собаки, бассейны слез

Правила жизни
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Порочная прибыль Порочная прибыль

Как экономика Макао стала самой быстрорастущей в мире

Деньги
Открыть в приложении