Билет на свободу. Как выживает и на что рассчитывает турбизнес в эпоху пандемии
Закрытые из-за пандемии границы, замороженное авиасообщение и падение рубля подкосили туристический бизнес. Forbes Woman поговорил с соосновательницей регаты, вледелицей экскурсионного бюро и директором агентства делового туризма о том, что они делают сейчас, и что ждет их (и нас) в обозримом будущем
Пора признать: сорваться на ретрит на Бали или махнуть на выходные в Прагу нам вряд ли удастся в краткосрочной перспективе. Согласно исследованию компании Wanta Group, жители российских городов-миллионников считают, что смогут отправиться в отпуск не ранее чем через полгода после отмены режима самоизоляции. В основном соотечественники готовы искать доступный досуг в соседних регионах, ориентируясь в первую очередь на регионы с морем, горами, озерами и другими природными достопримечательностями (Валдай, Селигер, Ильмень и т.д.). Туристические компании тоже делают ставку на внутренние направления. Как сегодня выживает турбизнес? Четыре предпринимательницы рассказали об убытках, перестройке и планах на будущее.
Юлия Липатова, генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб»
Основное направление нашего бизнеса — организация командировок для корпоративных клиентов. Бронирование билетов, отелей, визовая поддержка — полный цикл. Все наши услуги максимально автоматизированы: порядка 60% операций происходят в онлайне без участия наших сотрудников, автоматически учитываются тревел-политика клиентов, анализируются и оптимизируются бюджеты, обеспечивается цифровая отчетность по командировкам. Второе направление бизнеса связано с организацией деловых мероприятий в России и за рубежом.
Первый удар был связан с деловыми поездками заграницу, причем это происходило намного быстрее закрытия границ. В начале марта падение спроса на международные направления составило порядка 30—40%, а к середине месяца уже достигло 100%. При этом отрасль начала проседать и по внутренним направлениям: в марте спрос на деловые поездки представителей бизнеса по России сократился на 65%. На текущий момент мы сохраняем не более 5% бизнеса, связанного с организацией командировок. Он поддерживается преимущественно за счет направлений, связанных с добычей и обработкой природных ресурсов: например, Новый Уренгой, Южно-Сахалинск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск. Незначительную деловую активность сохраняют и представители таких индустрий как телеком, ритейл, консалтинг, FMCG. С апреля полностью встала и MICE-индустрия.
В 2019 году наш оборот составил 30,7 млрд руб. Конечно, никто не ожидал такой обвальной ситуации в бизнесе, когда обороты компании упали практически до нуля.
Главное, что за время кризиса мы не потеряли свой главный капитал — наших клиентов. А это более тысячи крупнейших российских и зарубежных компаний, среди которых Сибур, Русал, Яндекс, McDonald's, МегаФон, Volvo, Imperial Tobacco, Merz, Pepsico и другие.Это дает нам уверенность, что компанию ждет пусть постепенное, но гарантированное восстановление деятельности в прежних объемах и дальнейший рост.
Спасаем себя сами. В первую очередь, это колоссальная работа по сокращению затрат. Наша главная цель — сохранить команду. Непростым, но, на мой взгляд, единственно верным решением, был перевод абсолютно всех сотрудников, от топ-менеджеров до линейного персонала, на режим сокращенной рабочей недели с пропорциональным сокращением оклада.