Африканское дно: из Конго в Конго через Конго

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова

Африканское дно. Из Конго в Конго через Конго

Текст Алексей Камерзанов

Как не прокладывай маршрут по Западной Африке, а миновать великую реку Конго, которую здесь ещё называют Заир и Луалаба, всё равно не удастся. Это самая большая по объёму переносимой воды голубая артерия Африки и вторая по величине в мире. Она дважды пересекает экватор, её гидроэнергетический потенциал составляет шестую часть от общемирового. Это огромная экосистема, собирающая воды всей тропической части континента, чтобы унести их в Атлантический океан...

Ещё в XV веке в устье реки появились первые португальские колонизаторы, а немного позже, в XVIII веке, конголезские рабы стали очень ходовым товаром. Крепкие, выносливые, сильные, они отлично подходили для работы на британских плантациях в Америке. К концу XIX века территорией, лежавшей к югу от берега реки, вплотную занялись бельгийцы и основали бельгийское Конго. Поначалу земли принадлежали лично королю Леопольду и приносили ему неплохую прибыль, но потом обременённый долгами король подарил их Королевству Бельгия, а столицей стал город, лежащий прямо на берегу – Леопольдвиль, который сейчас называется Киншаса. На другом берегу примерно в это же время свою Африку обустраивали французы, включив колонию в состав Французской Экваториальной Африки. Основанный офицером французского флота Пьером Саворньян де Бразза пост стал называться Браззавилем (расположен он был аккурат напротив Киншасы). Таким образом, после обретения независимости в 1960-х годах на карте появились сразу две страны с почти одинаковыми названиями – Республика Конго и Демократическая Республика Конго (какое-то время называвшаяся Заир), которые во избежание путаницы называют Конго-Браззавиль и Конго-Киншаса.

Сегодня в бывшем французском Конго дела по африканским меркам идут неплохо. А вот Демократическая Республика Конго (ДРК) всё больше походит на failed state – несостоявшееся государство. Слабая экономика, неуверенная центральная власть, неподчиняющиеся никому военизированные группировки, этнические конфликты, грунтовые дороги и тотальная нищета – делают ДРК не самой привлекательной для посещения страной. Первый раз мы хотели попасть сюда ещё в 2018 году, чтобы увидеть действующий вулкан Ньирогонго, находящийся на территории национального парка «Вирунга», но за месяц до этого бандиты похитили английских туристов и убили рейнджера, в результате чего парк закрылся на год. Теперь же ДРК вновь возникла в наших планах, потому что, двигаясь по Западной Африке, мимо неё никак не пройти – нужно было лишь составить наиболее короткий и безопасный маршрут. План был таким: из Анголы через погранпереход «Матади» мы попадаем в ДРК, по мосту пересекаем реку Конго, въезжаем в ангольский эксклав Кабинда, а через него на территорию Республики Конго. Правда маршрут имел изъяны, включая не самые спокойные участки ДРК, да и эксклав Кабинда пользовался репутацией небезопасного. Вариант доехать до Киншасы и уже там переплыть в Браззавиль в расчёт не принимался, так как между городами нет грузового парома. Есть обычный, пассажирский, а грузового нет. Можно попробовать погрузить машину на баржу, но это долго, дорого и ненадёжно. Выручили друзья-поляки, с которыми мы познакомились в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Они рассказали, что в районе Луози есть другой паром, который ходит достаточно стабильно и за 15 минут переплывает широкую Конго. То есть мы едем из Анголы через Конго до переправы, потом на паром и уходим в бывшие французские владения, во второе Конго, в направлении Браззавиля.

Средоточие хаоса" на границе Анголы и ДРК. Более дикого погранперехода я не видел ни в одной стране мира 

Погрантреш

Надо сказать, что погружаться на дно Африки мы начали прямо на границе – более дикого погранперехода я не видел ни в одной стране мира. Конголезская часть не заасфальтирована, поэтому все ездят и ходят по раскисшей от дождей глине, попутно разбрасывая вокруг невероятное количество мусора. Около половины транспорта, проходящего через КПП, приводится в движение мускульной силой. Как правило, это большие телеги, заваленные ширпотребом, которые толкают 5–6 человек. Разумеется, никакой стороны движения они не придерживаются, а едут там, где есть просвет, что приводит к тотальному хаосу. К счастью, на моей машине стоят передние и задние отбойники и в случае необходимости можно кого-нибудь подвинуть или, наоборот, принять удар. В окна постоянно заглядывают недовольные лица. А уж если кто-то видит, что мы снимаем происходящее на телефон, то раздаются крики, угрозы, а иногда начинается погоня. В общем, обстановка напряжённая. Пограничники, улыбаясь, расспрашивают, как нас сюда занесло и куда мы едем. Европейцы здесь бывают нечасто, поэтому наше появление вызывает живые эмоции.

Однако для оформления Carnet De Passage нам придётся войти в средоточие хаоса. И в этот раз, увы, пешком. Один из пограничников вызывается нас проводить. Мы шлёпаем по глиняной жиже, уворачиваясь от перегруженных телег и велосипедов. В лица людей мы стараемся не смотреть, так как некоторые из них ещё несколько минут назад готовы были разорвать нас на части за съёмку из машины. Около здания таможни толпится большая очередь. Первым стоит огромный парень с большим камнем в руках, и, без сомнения, он пустит его в дело, если кто-то попытается прорваться. Мы просим провожатого уточнить, как нам поставить штампы на документы и через несколько минут нас приглашают в боковую дверь и проводят мимо очереди в кабинет начальника. Оказавшись внутри, я сожалею, что не могу снять происходящее. Перед нами очень стильный, неожиданно вежливый офицер в военном берете, белых перчатках и отглаженной форме, с белоснежной улыбкой и аккуратными усиками.

Вход в суровую конголезскую таможню 

– Господа, прошу меня извинить, у меня дело буквально на минуту, – сообщает он на хорошем английском и выходит за дверь. В окно хорошо видна толпа и тот самый парень с камнем. Сквозь мутное стекло мы наблюдаем, как офицер, даже не поднимая рук (видимо, чтобы не пачкать перчатки), ногами нещадно колотит толпу. Его помощники орудуют дубинками. Буквально через полминуты порог заведения очищен. Парень с камнем издали сердито сверкает глазами. Всё это выглядит как сцена из кино, а начальник как ни в чем не бывало входит обратно и усаживается в кресло.

– Ещё раз добрый день, господа. Добро пожаловать в Демократическую Республику Конго! Как вам тут, кстати? – начинает он.

– Ну… э-э-э… вообще, интересно, – находясь под впечатлением от увиденного, отвечаю я. – Мы первый раз в ДРК, не терпится посмотреть вашу страну. Мы так много о ней слышали! – вхожу я во вкус.

– Отлично, – улыбается офицер, – давайте документы, я поставлю штампы.

Пока он штампует листы, я продолжаю рассказывать, как мы сюда попали и куда едем, при этом меня не покидает чувство глубочайшего сожаления – такие кадры пропали! Но обстановка не располагает к съёмкам, и вскоре, забрав готовые документы, мы прощаемся и через грязь и хаос отправляемся к машинам. В понимании многих прохождение границы – процесс, строго регламентированный и организованный. Но только не здесь. Через опущенную палку тощего гнутого шлагбаума нелегально просачиваются десятки людей. Достаточно солдату отвернуться, как сразу несколько человек пролезают под шлагбаумом. Если пограничник это видит, то бьёт палкой тех, кого может достать, а кто успевает проскочить – растворяется в толпе. Никто никого не преследует. Похоже, в Демократической Республике Конго нелегальное пересечение границы не является серьёзной проблемой.

Медленно продвигаемся среди телег со скоростью пешехода. Впереди снова КПП. Мы уже знаем, что будет дальше – сбор денег за проезд. Если местные платят символические суммы, то с иностранцев дерут по полной – около двадцати долларов с машины. На iOverlander я читал, что избежать поборов практически невозможно – вас просто не пустят. Платим, как он здесь называется, дорожный налог и отправляемся в сторону переправы. Нам известно, что последний паром отходит в пять вечера, и мы наверняка не успеем, но это неважно. В нас проснулся дух приключений, а в голове носится безрассудное «будь что будет».

Умиротворяющие вечерние виды Конго

К реке

Вскоре мы выезжаем на асфальтированную дорогу, и это большая неожиданность. Хотя у её появления есть вполне логичное объяснение – это национальное шоссе № 1, ведущее до Лубумбаши и дальше до границы с Замбией. Впрочем, нам почти сразу приходится свернуть на глиняный просёлок R111 в сторону переправы. На протяжении всего пути мы рассматриваем встречный транспорт – более ушатанных машин никто из нас не встречал. У большей части из них нарушена геометрия кузова, помяты крыши, не закрываются капоты и багажники, подвязаны скотчем и верёвками бамперы, зеркала, крылья… Машины категорически перегружены тюками и людьми. С интересом мы считаем остановившихся из-за поломок. В среднем получается около десяти в час. Видно, что некоторые стоят тут долго – у кого-то отвалилось колесо, у кого-то привод, несколько человек ковыряются в двигателях...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
Автомобилистов предупредили о магнитных бурях. Как теперь ездить? Автомобилистов предупредили о магнитных бурях. Как теперь ездить?

Как погода влияет на реакцию водителей и почему лучше не пить лекарства за рулем

РБК
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Этна на ужин Этна на ужин

О рисовых котлетках, которые внушают доверие к опасному миру

Огонёк
Как устроен Chery Tiggo и китайский автопром Как устроен Chery Tiggo и китайский автопром

Компания Chery в последние годы вышла на совершенно новый уровень

4x4 Club
Гигантские хищные динозавры оказались марафонцами Гигантские хищные динозавры оказались марафонцами

В зависимости от размера динозавры использовали разные стратегии перемещения

N+1
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Мощные и изящные: 10 легендарных американских маслкаров Мощные и изящные: 10 легендарных американских маслкаров

Немногие автомобили превосходят маслкары по сочетанию красоты и мощи

Популярная механика
Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт! Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт!

Компактный, комфортный, надёжный, относительно простой и недорогой

4x4 Club
«Снимаешь для себя, а выходит для истории» «Снимаешь для себя, а выходит для истории»

Весной 1945 года вместе с Красной армией в Берлин вошли фронтовые операторы

Дилетант
Два юбилея. 100 лет Suzuki и 50 - её внедорожникам Два юбилея. 100 лет Suzuki и 50 - её внедорожникам

В этом году компания Suzuki отмечает столетний юбилей

4x4 Club
Хотите эксперимент? Хотите эксперимент?

Идеи блюд, которые обязательно стоит попробовать летом

Домашний Очаг
Дитя цветов Дитя цветов

Все люди делятся на тех, кто знает, и тех, кто не знает Лизу Шатилову

Maxim
Ищет, где глубже Ищет, где глубже

Cosmo-эксперимент: наш корреспондент отправляется на секс-тренинг

Cosmopolitan
Porsche Taycan. Создание новой реальности Porsche Taycan. Создание новой реальности

Что может пригодиться в условиях стремительно меняющейся реальности?

4x4 Club
Бомбически рекомендую! Актер Максим Лагашкин советует понравившиеся книги, сериалы и шоу Бомбически рекомендую! Актер Максим Лагашкин советует понравившиеся книги, сериалы и шоу

Рекомендации от актера Максима Лагашкина

Maxim
15 главных битв 1939–1945 15 главных битв 1939–1945

Вторая часть списка самых крупных сражений и операций Второй мировой войны

Дилетант
Мини-оргазм со скоростью 150 км/ч: тайны человеческого чихания Мини-оргазм со скоростью 150 км/ч: тайны человеческого чихания

Чихать полезно для здоровья, а еще полезно знать механизмы этого процесса

Популярная механика
Предсказан новый тип галактик Предсказан новый тип галактик

Ученые поняли, почему крошечной галактике так трудно омолодиться

Популярная механика
Вспомнить все: как стать обладателем суперпамяти (спойлер: это реально) Вспомнить все: как стать обладателем суперпамяти (спойлер: это реально)

Шесть способов сохранить отличную память независимо от возраста

ТехИнсайдер
Дмитрий Степаненко: Дудь, ты не прав. Почему Москва не хуже Кремниевой долины Дмитрий Степаненко: Дудь, ты не прав. Почему Москва не хуже Кремниевой долины

Как обстоят дела с развитием IT-стартапов в России?

СНОБ
Юстиниан Великий и Великая чума Юстиниан Великий и Великая чума

Император, который мечтал о возрождении империи, но проиграл чумной палочке

Дилетант
Города героев Города героев

Города, которые за отвагу и мужество удостоились почетных званий

Лиза
«Любовь во времена Zoom и чумы»: Esquire публикует диалог писателя с возлюбленной «Любовь во времена Zoom и чумы»: Esquire публикует диалог писателя с возлюбленной

Карантинный дневник Дмитрия Петровского

Esquire
Энергетическая формула собаки Энергетическая формула собаки

Эффект от семейных дел можно попробовать просчитать с помощью формулы

СНОБ
Как метать топоры: рассказ профессионала Как метать топоры: рассказ профессионала

Метание топора — потрясающе зрелищный вид спорта

Популярная механика
«Великие русские авторы — это такое семейство Кардашьян» «Великие русские авторы — это такое семейство Кардашьян»

Писательница Юлия Яковлева о русских авторах и книжных мифах

Полка
Иммунитет — это инстинкт хищника Иммунитет — это инстинкт хищника

Cпособ включить гормоны победителя и перестать играть в жертву

Tatler
Советы бывалого. Мореплаватель Рид Стоу о том, как прожить 1152 дня в полной изоляции и полюбить одиночество Советы бывалого. Мореплаватель Рид Стоу о том, как прожить 1152 дня в полной изоляции и полюбить одиночество

Как мореплаватель Рид Стоу проводил изоляцию в океане и что для него это значило

Forbes
Милые голосовые помощники и слежка за гражданами: чем занимается китайский разработчик iFlytek с капитализацией $10 млрд Милые голосовые помощники и слежка за гражданами: чем занимается китайский разработчик iFlytek с капитализацией $10 млрд

История iFlytek: от автоматизации колл-центров до правительственных контрактов

VC.RU
Открыть в приложении