Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам
Краткое описание обновлений LADA 4х4 занимает не больше абзаца, поэтому мы слегка развернём тему, углубившись в историю, заглянув в будущее, а заодно рассмотрим возможные варианты тюнинга.
Повторять многократно рассказанную историю создания ВАЗ-2121 мы не станем, но на всякий случай вспомним о её великом предназначении. Как-то председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, комментируя окончание действия контракта с итальянцами, сказал, что «…первым самостоятельным шагом должно быть создание автомобиля повышенной проходимости на базе «Жигулей» для наших сельчан». Почему этот шаг вышел таким бестолковым и для сельчан почти бесполезным, сегодня рассуждать бессмысленно. Напомним только, что в середине восьмидесятых, когда на автомобили были многолетние очереди, «Нивы» пылились на складах-стоянках автосалонов рядом с «Москвичами» и стали одной из первых моделей машин, которые можно было купить в рассрочку и со скидкой за 9 990 рублей, что было почти на две тысячи дороже, чем, скажем, ВАЗ-2105. Всего же за 43 года было выпущено порядка двух миллионов серийных «Нив», что на фоне общего количества ВАЗ и LADA, а это порядка 30 миллионов, выглядит не так уж триумфально. И тем не менее именно «Нива» стала культовой, пусть и с оговорками, была признана во всём мире и до сих пор не потеряла своей актуальности!
Недоперевыполнили
О реновации салона «Нивы» (если позволите, по сложившейся традиции будем иногда называть LADA 4x4 и так) заводчане говорили… Да, собственно, почти всегда говорили. Мол, салон устарел, материалы не соответствуют, лампочек не хватает. Нужны шумоизоляция, мягкий пластик, новая панель приборов. Жаль, про эргономику так ни разу и не вспомнили, оставив её на откуп перспективной модели ВАЗ-2123. Глобальное изменение интерьера произошло лишь в 1993-м, и многие считают его крайне неудачным. Даже посадка за рулём на «троечных» креслах чёрного дерматина была удобнее, чем на псевдоанатомических сидушках от ВАЗ-2108, которые к тому же не выдерживали тряски бездорожья и жёсткой эксплуатации на охотах-рыбалках, ломаясь буквально везде. Перелицованная в стиле восьмёрочных «зубил» того времени панель оказалась гремучей, вентиляция отвратительной, а удобнейшие форточки выкинули по причине борьбы за безопасность. В общем, сплошное недоразумение. В 2009-м завод провёл великолепную работу над шасси тогда уже LADA 4х4, научив её ездить не только прямо, что было непросто, но и поворачивать. Журналисты с опытом и покупатели снова ставшей популярной «Нивы» совершенно обоснованно засыпали машину похвалами. При этом в интерьере, по сути, ничего не изменилось: нововведения проникали в салон постепенно и понемногу – дверные карты из толстого пластика на подложке, панель приборов от «Приоры», накладки и коврики. Потом появились неуклюжий кондиционер и очень нужная короткобазному автомобилю АБС. Причём, если помните, можно было заказать машину либо с климатом, либо с АБС. На два насоса места, увы, не нашлось. Научившись ездить, наш самый-самый внедорожник постепенно обрастал современными элементами и, несмотря на сильно выросшую цену, неплохо продавался. Он даже вышел на первое место по количеству проданных в России автомобилей в своём классе. А потом появился «Урбан»…
Нынешний рестайлинг при всём его триумфе оказался половинчатым. Новая передняя панель вполне уместна прежде всего из-за полноценного блока управления климатом. Приборы от «Калины» выглядят немного чужеродно, но к ним быстро привыкаешь, и клоунские стрелочки не режут глаз. А вот компьютер – вещь чрезвычайно полезная! Разве только управление а-ля хиты 1980-х с помощью тоненького штырька, ютящегося в уголке приборного щитка, выглядит, скорее, недоработкой. Новая центральная консоль между передними креслами в точности повторяет тюнинговый вариант одной популярной тольяттинской фирмы, и нивоводы наверняка знают, какой. Равно как и потолочная панель с подсветкой и кнопками ЭРА-ГЛОНАСС. Вообще, обновлённая LADA 4x4 внутри выглядит так, будто над ней работал гаражный тюнер – эти элементы по отдельности мы уже где-то видели. Но сделано всё с любовью и даже со вкусом.