Беззаботное детство и немного идеологии: для чего в СССР создавали пионерские лагеря
Даже спустя более чем 30 лет после распада Советского Союза пионерские лагеря остаются одним из символов государства, которого больше нет. Почему дать однозначную оценку этому феномену сегодня сложно, особенно учитывая, что многие особенности и практики перенеслись в детские лагеря уже в России, рассказывает историк Василий Легейдо
Ностальгирующие по советской жизни представители старшего поколения вспоминают о пионерских лагерях с благодарностью и приводят их в качестве примера, как власть заботилась о населении: организовывала досуг, помогала детям находить общие интересы, а родителям — хотя бы в каникулы отдыхать от совмещения работы с воспитанием. Критики пионерского движения и СССР напоминают, что лагеря, как и любой другой государственный институт, способствовали размыванию индивидуальности и насаждению коммунистической идеологии.
«В 1930-е годы в целом сложился особый социальный институт — «пионерский лагерь», — пишет исследователь истории СССР Сергей Кара-Мурза. — Это учреждение для отдыха детей во время каникул. Расположены лагеря в живописных местах как в глубине страны, так и на морских побережьях. На время отдыха с детьми выезжали врачи, и в лагерях проводились медицинские обследования. Велась интенсивная культурная работа, в лагерь выезжали педагоги и художники. <...> В лагерях, особенно небольших, шел важные процесс социализации детей, их включения в орбиту предприятия, на котором работают родители, в отношении поколений этой «общины».
Однако буквально через несколько абзацев Кара-Мурза, не вдаваясь в подробности, отмечает, что «пионеризировать» детей государство стремилось не только из бескорыстного желания осчастливить и оздоровить подрастающее поколение. Функция пионерлагерей заключалась не только в том, чтобы улучшить жизнь граждан, но и в том, чтобы дисциплинировать их с ранних лет, внушить покорность к системе и воспитать «правильное» мировоззрение. Чисто социальное предназначение этого института, как и почти любого другого в СССР, сочеталось с идеологическим.
«Почти с самого начала перестройки Горбачева пионерлагеря стали объектом сильной идеологической кампании как институт «тоталитарного общества», — пишет Кара-Мурза. — Роль пионерлагерей в воспроизводстве советского общества была понята антисоветскими идеологами правильно».
Чтобы разобраться, в чем заключалась «роль пионерлагерей в воспроизводстве советского общества», есть смысл обратиться к истории их появления и к тому, как они функционировали на протяжении всего периода существования Советского Союза.
«Ядро, которое обеспечивает коммунистическое влияние»
Пионерское движение в СССР сформировалось в первой половине 1920-х годов на основе существовавших в России до 1919 года скаутских отрядов. Формально задачи обеих организаций совпадали: в них воспитывали патриотизм и ответственность, учили детей сосуществовать друг с другом и воссоздавали взрослое общество в миниатюре. И пионеры, и скауты носили галстуки, только одни — красные, другие — зеленые. Оба движения стремились реализовать идею воспитания через игры, соревнования, отрядную систему, походы, общие задания, посиделки у костра. Даже призыв и ответ («Будь готов!» — «Всегда готов!») пионеры унаследовали от скаутов. Последних на 1917 год в России насчитывалось около 50 000. Некоторые ветви движения начали сотрудничать с большевиками. С тех пор в рамках их концепции все большее значение приобретала коммунистическая идеология.
Идея создания пионерских отрядов принадлежала бывшему деятелю скаутского движения Иннокентию Жукову. По иронии, несмотря на формальное противостояние западной идеологии потребления и капиталистическому империализму, название новой детской организации ее основатели взяли именно из английского: словом «пионер» в этом языке обозначались разведчики, саперы или первопроходцы.
Идея движения, которую в 1921 году сформулировала революционерка и супруга Ленина Надежда Крупская, состояла в том, чтобы создать нечто «скаутское по форме, но коммунистическое по содержанию». Решение о создании пионерских отрядов по всей стране приняли на II Всероссийской конференции комсомола в мае 1922-го, а в октябре того же года постановили объединить все пионерские отряды в единую детскую коммунистическую организацию.
«Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы «скаутинг», — говорилось в официальном постановлении.
Предназначение организации заключалось в том, чтобы сплотить детей и интегрировать в новое общество путем приобщения к идеологии и воспитания в соответствии с принципами коммунизма. В заявлениях на вступление в пионерский отряд в середине 1920-х встречались такие формулировки: «Хочу перевоспитаться в политическом духе, быть юным ленинцем, исполнять все пионерские правила, законы и обычаи». Автор одной из первых книг об истории пионерского движения «Комсомол и пионеры», опубликованной в 1926 году, Влад Гессен констатировал, что «пионеры в школе — ядро, которое обеспечивает коммунистическое влияние».
В мае 1924-го в пионерском движении участвовали 200 000 детей, а уже в январе следующего года — больше миллиона. По мнению некоторых исследователей, уникальность этого процесса заключалась в том, что государственная организация постепенно вытесняла родителей как основного воспитателя. Пионерия представала более выгодной альтернативой семьи. Ее участники, устремленные в будущее и сплоченные передовыми взглядами, предположительно освобождались от господствовавших в прошлом монархических и религиозных установок. Так оформилась основная, хоть и не проговоренная напрямую, функция и задача движения: подтолкнуть детей к переоценке ценностей, внушить им, что они — первопроходцы, которым предстоит строить новый мир, отринув предрассудки старого. К предрассудкам относилось все, что не вписывалось в идеологию коммунизма.