Без вины виноватые. Как перестать чувствовать ответственность за то, что невозможно контролировать
После 24 февраля повестка вины и стыда стала регулярной. Многим людям удалось справиться с острыми переживаниями и вернуться к «обычной» жизни — однако чувства и события, которые раньше были основой повседневности, теперь вызывают сомнения и неловкость.
Нужно ли отказаться от празднования дня рождения или свадьбы? Как не чувствовать себя виноватым в том, на что не можешь повлиять (или все же надо чувствовать)? Стоит ли делиться в соцсетях радостными моментами, когда людям рядом очень плохо? Отвечает психолог сервиса «Ясно», гештальт-терапевт Анастасия Галашина.
Откуда берется вина
Многих из нас сейчас преследует чувство вины за действия, которые мы не совершали. Чтобы разобраться с этим, стоит выяснить, для чего вина дана человеку и из каких составляющих складывается.
Вина — это одно из базовых переживаний, которое помогает ребенку адаптироваться в обществе. Оно мотивирует соблюдать социальные нормы и исправлять ошибки, если все же переступил черту. Однако очень важно отделять объективную вину от невротической. Если вы намеренно наносите вред другому и сталкиваетесь со встречной ненавистью, чувство вины объективно и оправданно. Другое дело — когда вы чувствуете себя виновным за то, на что не можете повлиять. Эта вина невротическая, нереальная. Посмотрим, как она устроена.
Когда ребенок совершает нежелательный поступок, его наказывают; он понимает, что можно делать, а что нельзя. А теперь представьте, что ребенок получает двойное послание: родитель говорит, что обзываться — плохо, при этом сам ругается без зазрения совести. Происходит расщепление: с одной стороны, родитель хороший и желает добра, а с другой стороны — сам делает то, что запрещает, и ребенок злится на несправедливость. Ему как будто предстоит выбрать, кто плохой, — он или родитель. Но такой выбор практически невозможен, так как от родителя зависит жизнь, — и тогда ребенок начинает сам чувствовать вину за негативные мысли. Этот внутренний конфликт между любовью и ненавистью к родителю и ложится в основу невротической вины.
Или другая ситуация. Например, мать злилась, тревожилась и не объясняла, что происходит, — и ребенок делал вывод, что маме плохо из-за него. Или родители игнорировали ребенка, он злился на них, но выражать эти чувства было запрещено. Тогда злость на родителей переплавлялась в злость на себя. Обе ситуации — предпосылки к чувству непонятной, смутной вины «ни за что».