Младенцы нашли социальных партнеров через родителей
Исследователи из США обнаружили, что наблюдая за своими родителями младенцы способны найти для себя возможного партнера для взаимодействия среди незнакомцев. При этом их выбор связан не просто с дружелюбием потенциального партнера, а именно с анализом того, с кем общаются их родители, то есть кого родители считают близкими людьми. Результаты пяти последовательных экспериментов с детьми 11–13 месяцев опубликованы в PNAS.
Изучение младенцев связано со многими сложностями, начиная с того, что надо найти родителей, согласных поучаствовать со своим ребенком в эксперименте, заканчивая тем, что младенцы неспособы четко следовать инструкциям или отвечать на вопросы. Поэтому ученые придумывают обходные пути, которые помогают раскрыть способности маленьких детей, например, используя парадигму привыкания и айтрекер. С их помощью уже показали, что младенцы понимают, что любой язык используется как средство коммуникации, и что они могут распознать агрессора и способны на альтруистическое наказание. Кроме того, психологи обнаружили, что младенцы относятся дружелюбнее к взрослым, которые их имитируют. Тема общения младенцев со взрослыми изучена еще не до конца и ученые продолжают проводить исследования, раскрывающие особенности социального взаимодействия маленьких детей.
Команда исследователей под руководством Эшли Томас (Ashley J. Thomas) из Массачусетского технологического института провела ряд экспериментов, чтобы понять, как именно младенцы узнают, кто может быть их социальным партнером для взаимодействия. В исследовании приняли участие дети в возрасте 11–13 месяцев. Для первых четырех экспериментов первая часть была одинакова: родители заранее записали видео с собой дома, смотря влево или вправо и издавая определенные звуки. На это видео исследователи наложили другое видео с двумя куклами, которые в результате оказались по обе стороны от родителя. Дети смотрели видео со своим