Бегство от реальности: как заработать на доступе в виртуальные миры
Поклонник «Аватара» Василий Рыжонков мечтал продать владельцам парков развлечений «портал на другие планеты». Когда те отказались покупать его VR-платформу, он открыл сеть ARena Space из семи парков. Последний — в ЦДМ на Лубянке
На голове шлем, в каждой руке по контроллеру. Кромешная тьма перед глазами рассеивается, и ты оказываешься на другой планете, с двумя щитами — красным и синим — в руках. Начинает играть музыка, и в тебя летят разноцветные шары. Интуитивно отбиваешь их подходящими по цвету щитами, а вскоре ловишь себя на мысли, что почти танцуешь, стараясь не пропустить коварный шар. Если все-таки пропускаешь — пугаешься, словно в тебя угодило что-то настоящее, увесистое.
Так выглядит погружение в одну из игр, которые предлагает парк виртуальных развлечений ARena Space, открывшийся в конце октября в Центральном детском магазине на Лубянке. На площади 600 кв. м расположены несколько странных агрегатов — кресло, напоминающее громадное белое яйцо, виртуальная беговая дорожка, симулятор полета на самолетах.
На то, чтобы создать все это, предприниматель Василий Рыжонков потратил около трех лет. Сперва он делал софт для VR-квестов, который собирался продавать владельцам парков развлечений. «Но те, кому я его предлагал, боялись, что их вложения не окупятся, — рассказывает Рыжонков. — Я в отличие от них в спрос на VR-аттракционы верил, поэтому решил: буду создавать такие парки сам». Сегодня сеть ARena Space состоит из семи парков, четыре из которых открыты по франшизе, еще три строятся. Выручка компании в сентябре 2018 года составила 9,3 млн руб., прибыль — 2,6 млн руб.
Ящик Пандоры
33-летний москвич Василий Рыжонков начал свою карьеру во время учебы на факультете информатики и систем управления МГТУ им. Баумана — устроился программистом в энергомашиностроительную компанию Schneider Electric. По окончании вуза работал в технологических компаниях «Энвижн Груп» и «Т-Платформы». В 2011 году отправился на двухгодичный бизнес-курс по стратегическому менеджменту, который проходил поочередно в трех европейских вузах. Регулярные поездки в Милан, Мадрид и Стокгольм позволили расширить кругозор. «Я увидел, как живут и мыслят люди в других странах, и поверил в себя как в потенциального стартапера», — рассказывает предприниматель.
В 2013 году, вернувшись в Москву, он вместе с двумя партнерами запустил собственный проект — виртуальный бизнес-инкубатор. Платформа должна была связать менторов и экспертов с компаниями, заинтересованными во внедрении инноваций. Однако партнеры вскоре разъехались по другим странам, да и самого Рыжонкова позвали на должность проектного менеджера в фонд «Сколково». За четыре года работы в фонде Рыжонков дорос до руководителя Центра мобильных технологий. И заскучал. «Я стал думать, где еще могу себя реализовать, — признается предприниматель. — С одной стороны, я был айтишником и инженером, с другой — у меня было бизнес-образование, с третьей — я работал на пике инноваций в России».
Любимым фильмом предпринимателя был «Аватар». Когда Рыжонков посмотрел его в десятый раз, он загорелся мечтой сделать планету Пандора доступной для каждого за скромные деньги. Добиться этого, по его замыслу, должны были помочь технологии виртуальной реальности (VR). В «Сколково» он познакомился с такими проектами, как Fibrum (разработчик VR-приложений, шлемов), Antilatency (система трекинга для виртуальной реальности), EligoVision (софт для создания AR-проектов), и был уверен, что сможет найти разработчиков, которые создадут для пользователей VR-очков фантастические миры.
«Денег нет, но вы держитесь»
От замысла воссоздать планету Пандора Рыжонков быстро отказался. Его поглотили заботы о бизнес-составляющей — с помощью нанятых аналитиков он анализировал мировой рынок виртуальной реальности. «Рынок тогда только складывался, даже до массовой дистрибуции шлемов виртуальной реальности было еще полтора года», — вспоминает предприниматель. В то, что тысячи пользователей станут покупать шлемы, очки и контроллеры, Рыжонков не верил. Чтобы обзавестись всем необходимым для игр с эффектом погружения, каждый геймер должен был потратить $5–7 тыс. на громоздкое оборудование. Кроме того, однопользовательские игры не давали возможности социализации.
Предприниматель считал, что будущее VR-игр за специально оборудованными площадками в парках развлечений и торговых центрах. Большинству потребителей виртуальная реальность не нужна ежедневно: они будут пользоваться аттракционами время от времени — как интересующийся стрельбой человек, который не покупает свое оружие, а раз в неделю ходит в тир. Вот почему Рыжонков решил разрабатывать программную платформу, а потом и контент для нее, которая позволяла бы проводить квесты с погружением в виртуальную реальность за счет датчиков движения, закрепленных по всему телу.
В конце 2015 года предприниматель начал собирать команду для проекта, который назвал ARena. В нее вошли Александр Лукичев, бывший директор по развитию Fibrum, и Михаил Бердичевский, который прежде был директором «1С: Бит». По данным СПАРК, 60% в созданном ООО «Арена» (сейчас находится в стадии ликвидации) получил сам Рыжонков, остальные 40% поровну разделили Лукичев и Бердичевский.