Миссия SpaceX — важный символ победы частного капитала

ForbesБизнес

Гигантский прыжок космического капитализма: что значит для бизнеса отправка астронавтов Илоном Маском

27 мая компания Илона Маска SpaceX отправит на орбиту экипаж NASA. Эта миссия — важный символ победы частного капитала над консервативностью американской аэрокосмической индустрии, десятилетиями не пускавшей предпринимателей к организации пилотируемых запусков

Алекс Кнапп

Фото Joe Raedle / Getty Images

Если все пойдет по плану, то уже утром в среду 27 мая такие старожилы NASA, как астронавты Боб Бенкен и Даг Харли, стартуют из Космического центра Кеннеди во Флориде и менее чем через сутки прибудут на Международную космическую станцию. Это будет первый с 2011 года пилотируемый вылет на орбиту с территории США.

Что еще важнее, выход астронавтов на околоземную орбиту впервые в истории будет осуществлен на частном космическом корабле (предыдущие «частные» пилотируемые запуски либо не достигали орбиты, либо были организованы Россией). Бенкен и Харли отправятся в путь на аппарате Crew Dragon, который запустят с ракеты Falcon 9, ― и то, и другое было спроектировано и изготовлено компанией Илона Маска SpaceX. Миллиардер полностью взял организацию запуска под свой контроль: даже к стартовой площадке астронавтов доставят на электромобилях производства Tesla — другого его знаменитого бренда.

Для Маска и SpaceX в калифорнийском Хоторне момент будет поистине триумфальным. Но это не просто победа для одного миллиардера и одного бренда. Это кульминация колоссальных усилий, которые на протяжении десятилетий прилагались к тому, чтобы сделать космос новым рубежом предпринимательской деятельности.

Том Зелибор, адмирал в отставке и гендиректор некоммерческой организации Space Foundation, продвигающей инициативы в области освоения космоса, очень рад открывающимся перспективам: «Я испытываю такой же восторг, как в детстве, когда на Луну высаживался «Аполлон-11». Это может вдохновить даже людей, которые раньше темой космоса никогда не интересовались».

В 1991-м, когда завершилась холодная война, космос стал открываться для частного капитала, но по иронии судьбы это происходило в бывшем СССР

Главной целью программы «Аполлон», в рамках которой Нил Армстронг высадился на Луну, было не только развитие технологий и науки. Это был триумф капитализма над коммунизмом. По крайней мере, такова была официальная риторика. На деле же все было иначе. Да, программа действительно состоялась благодаря сотням частных предприятий, однако ее прогрессом и развитием централизовано управляло правительство США. В пересчете на сегодняшний курс Америка потратила на высадку человека на Луну около $152 млрд. Космос оставался эксклюзивным «государственным» пространством и на всем протяжении программы использования многоразовых челноков Space Shuttle в 1980-х.

Многих энтузиастов такое положение дел отнюдь не радовало. Их интерес к исследованиям вырос на историях писателей-фантастов вроде Роберта Хайнлайна, в произведениях которого будущее космоса всегда было за частным капиталом. В 1991 году, когда наконец завершилась холодная война, возможности для предпринимателей в индустрии начали понемногу открываться, но по иронии судьбы это происходило в бывшем Советском Союзе.

Джеффри Манбер, бизнесмен с богатым опытом в аэрокосмической отрасли и гендиректор фирмы Nanoracks, оказывающей услуги в сфере запуска космических спутников и кораблей, отмечает: «Первые шаги в организации коммерческих услуг в космосе сделали именно русские. Из-за пережитого краха экономики они решили, что [хотя бы] их мастерство в конкретных сферах, признанное во всем мире, ― будь то самолеты «Аэрофлота», балет в Большом или космические разработки, ― должно стоять особняком».

В 1980-х Манбер работал в администрации Рейгана, и с его помощью при министерстве торговли США был учрежден Кабинет по вопросам коммерческого использования космоса. На своей должности Манбер помогал заключению первого коммерческого контракта между американской компанией и советскими ведомствами космической промышленности. Деятельность будущего предпринимателя продолжилась и после распада СССР ― с 1992-го он сотрудничал с ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С.П. Королева.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Химики остановили миграцию ионов в перовските Химики остановили миграцию ионов в перовските

Химикам удалось получить двумерную пленку из двух разных материалов

N+1
Крошка Ро Крошка Ро

Блогер Марьяна Ро выбралась в реальный мир без одежды

Maxim
Предупрежденные об опасности синицы увидели в деревянной палке змею Предупрежденные об опасности синицы увидели в деревянной палке змею

Синицы искали предметы, похожие на зрительный образ хищника

N+1
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Лифт на орбиту: правда и вымысел Лифт на орбиту: правда и вымысел

О башне, уходящей в небо, мечтали многие поколения землян

Популярная механика
Не только Агутин. Кого любила Анжелика Варум? Не только Агутин. Кого любила Анжелика Варум?

До счастливого брака певица Анжелика Варум уже была в официальных отношениях.

Cosmopolitan
Хорхе Вайехо: «Мы — гиды в мире будущего гастрономии» Хорхе Вайехо: «Мы — гиды в мире будущего гастрономии»

Интервью с Хорхе Вайехо — одним из главных шефов Латинской Америки

Bones
Как пережить развод с женой: 16 советов психолога, которые тебе помогут Как пережить развод с женой: 16 советов психолога, которые тебе помогут

Пережить расставание с любимым человеком нелегко

Playboy
Дрель и клятва Гиппократа: где и как учились самые перспективные молодые россияне Дрель и клятва Гиппократа: где и как учились самые перспективные молодые россияне

Университетские приключения участников рейтинга Forbes «30 до 30»

Forbes
Нержавеющая катастрофа: история самого загадочного автомобиля 1980-х Нержавеющая катастрофа: история самого загадочного автомобиля 1980-х

История Delorean DMC-12 — это драма о бунтаре Джоне Захарии Долореане

Популярная механика
Андре Асиман: Из Египта Андре Асиман: Из Египта

Отрывок из мемуаров автора «Назови меня своим именем» Андре Асимана

СНОБ
«Если я умер»: какие распоряжения оставить близким «Если я умер»: какие распоряжения оставить близким

Стоит ли оставлять письма родным на случай серьезной болезни или смерти

Psychologies
Львиная доля Львиная доля

Анатолий Цой — о том, каково быть в шкуре Льва

OK!
«Запертые в невидимом футляре»: как вернуться к нормальной жизни «Запертые в невидимом футляре»: как вернуться к нормальной жизни

Чему нас может научить эта внезапная пандемия

Psychologies
История рубашки поло: от спортивной формы до универсальной классики мужского гардероба История рубашки поло: от спортивной формы до универсальной классики мужского гардероба

Рубашка поло: рассматриваем в деталях

Esquire
Михаил Агранович. Милые, дорогие, любимые Михаил Агранович. Милые, дорогие, любимые

После съемок мы с Лидой не расставались

Караван историй
Четыре комнаты Четыре комнаты

Анна Толстова об опытах радикальной самоизоляции в искусстве

Weekend
«Мы сняли поезд с рельсов и отправили его в тупик»: о чем Баффет рассказал акционерам «Мы сняли поезд с рельсов и отправили его в тупик»: о чем Баффет рассказал акционерам

Инвестор Уоррен Баффет впервые провел онлайн собрание акционеров

Forbes
Тихая пандемия Тихая пандемия

Почему целоваться опасно и кто такие Эпштейн и Барр

N+1
Флоренс Дженкинс. Её пение называли кудахтаньем, но залы всегда были полны Флоренс Дженкинс. Её пение называли кудахтаньем, но залы всегда были полны

Самая плохая оперная исполнительница всех времен – Флоренс Дженкинс

Cosmopolitan
Крылья победы: где купить военный самолёт времён ВОВ Крылья победы: где купить военный самолёт времён ВОВ

В предвоенные и военные годы в СССР было выпущено 110 000 военных самолетов

Популярная механика
Девушка в цвету Девушка в цвету

Саша Пивоварова примеряет летние платья, но не на себя, а на свое альтер эго

Vogue
Как меняется тело из-за пребывания в изоляции Как меняется тело из-за пребывания в изоляции

Чем опасна изоляция и что она способна сделать с вашим телом

Популярная механика
Движение вниз. 50 лет назад начались работы на Кольской сверхглубокой скважине Движение вниз. 50 лет назад начались работы на Кольской сверхглубокой скважине

Закрытая скважина может стать памятником важному научному проекту

СНОБ
Почему изоляция влияет на твое либидо: 7 советов, как его вернуть Почему изоляция влияет на твое либидо: 7 советов, как его вернуть

Разбираемся, как именно пандемия влияет на либидо, и что с этим делать

Playboy
Nissan Ariya. Бесконечный японский футуризм Nissan Ariya. Бесконечный японский футуризм

В концепте Ariya компания Nissan сосредоточила весь набор технологий будущего

4x4 Club
«Нет» значит «нет»: почему мужчинам не нравятся наши прямые ответы «Нет» значит «нет»: почему мужчинам не нравятся наши прямые ответы

Почему мужчинам не хочется слышать от женщин прямые ответы

Cosmopolitan
Почему нам так нравится секс — и другие аспекты сексуального поведения человека Почему нам так нравится секс — и другие аспекты сексуального поведения человека

Почему люди занимаются сексом, когда им вздумается?

Esquire
Что смотреть: вспоминаем все серии «Форсажа» от худшей к лучшей Что смотреть: вспоминаем все серии «Форсажа» от худшей к лучшей

«Форсаж» — главная киноэпопея XXI века для мальчиков

Maxim
Открыть в приложении