«Посмотри, в каких я сапогах»: как панк-атрибутика вышла за пределы субкультуры
19 июля 2013 года не стало Михаила Горшенева, также известного как Горшок, основателя и одного из фронтменов группы «Король и Шут». Во многом именно благодаря группе в России стиль панк перестал быть исключительно субкультурным. И вот почему.
Для начала краткий экскурс: перед тем как говорить о стиле панк, стоит разобраться, что же это такое такое. Любой визуал субкультуры уходит корнями в ее идеологию. Панк, возникший в конце 1960-х в Великобритании, был противопоставлением конформизму и капитализму: молодежь хотела свободы, самовыражения, индивидуальности, выражала антивоенные настроения, хотела строить собственный — прогрессивный новый — мир.
Отрицание капитализма и бунт против экономического неравенства имели вполне прямые последствия для визуального проявления: панки записывали свою музыку в независимых студиях и старались одеваться так, чтобы, с одной стороны, противопоставить себя массе, с другой — не нести свои деньги в большие магазины. Тут самое время вспомнить про Вивьен Вествуд, которая на пару с Малькольмом Маклареном из Sex Pistols держала крошечный магазинчик одежды — в основном там продавались собственноручно сшитые вещи или провокационные переделки секонд-хенда.
Именно Вествуд считают королевой панка в моде: дизайнер вывела маргинальную, в общем-то, субкультуру на подиум и долго боролась за ее принятие. Ее путь через тернии к звездам был тем труднее, чем больше панк-сцена во всем мире обосабливалась и идейно, и визуально. К концу 1980-х это была очень выделяющаяся субкультура: кожаные куртки в многочисленных заклепках, рваный деним и бесконечные нашивки, самодельные принты на футболках, рисунки от руки на одежде — специфический, ни на что не похожий внешний код, однозначно отличающий «своих» от чужих».