Выше ниши: как меняются приоритеты компаний на пути к цифровой трансформации
Цифровая трансформация по-прежнему остается важным элементом развития российских компаний. Выделяемые на это бюджеты растут, несмотря на ограниченный доступ к иностранным технологиям, санкционное давление и изменение конъюнктуры спроса и предложения на рынке, говорится в исследовании «S+Консалтинг». При этом на первый план выходит вопрос импортозамещения, ожидаемо повышается внимание к кибербезопасности, а также к развитию новых для компаний цифровых бизнес-моделей, к которым их подталкивают высвободившиеся благодаря уходу из России зарубежных конкурентов рыночные ниши.
Ниши требуют освоения
Цифровая трансформация (ЦТ) остается актуальной для 100% респондентов, опрошенных «S+Консалтинг». В опросе приняли участие более 100 крупных и крупнейших компаний из различных отраслей — от авиа- и автопрома до электроэнергетики и фармацевтики, 13% из них — компании с госучастием. Большинство из них (53%) отметили увеличение бюджета на ЦТ по сравнению с прошлым годом, следует из отчета, с которым ознакомился Forbes.
Согласно данным исследования, в числе главных приоритетов крупнейших российских компаний (в порядке убывания) — импортозамещение ПО и оборудования, цифровизация производства и запуск новых цифровых бизнес-моделей. «Мы сталкивались с разными мнениями относительно влияния геополитических условий на стремление и, самое главное, способность российских компаний осуществлять ЦТ: от радикально негативных («актуальность ЦТ снизится из-за смещения фокуса на сохранение базового бизнеса») до позитивных («кризис даст мощный толчок для реализации цифровых планов и идей»). Истина оказалась посередине», — говорят авторы исследования — управляющий партнер «S+Консалтинг» Алексей Назаров и директор «S+Консалтинг» Айса Бадаева.
С точки зрения кибербезопасности, 54% респондентов отметили появление новых типов угроз, а 72% говорят о росте количества кибератак. 77% респондентов планируют усиливать свою защиту, при этом 47% будут полностью пересматривать используемые инструменты обеспечения кибербезопасности.
Основной причиной, подталкивающей компании к развитию цифровых бизнес-моделей, респонденты выбрали «высвободившиеся рыночные ниши» (40%). Как пишут аналитики, в прошлом году наблюдался всплеск запросов отечественных компаний на консалтинговые проекты по анализу ушедших из России игроков и их продуктов. Полностью отказались от идеи внедрять цифровые бизнес-модели около трети респондентов (29%). Примечательно, что средняя годовая выручка таких компаний почти в два раза ниже, чем у тех, кто развивает цифровые бизнес-модели в высвободившихся рыночных нишах (23,9 млрд рублей и 42,1 млрд рублей соответственно).
Анализ технологических инструментов, используемых для цифровизации, показал, что некоторые технологии были и остаются востребованными — например, роботизация и облака. При этом решения на базе ИИ, цифровые двойники и системы распределенного реестра до сих пор противоречиво воспринимаются компаниями — большая доля респондентов отметила увеличивающийся интерес к их внедрению, но примерно столько же респондентов отметили и снижение их привлекательности. А виртуальная и дополненная реальность вкупе с квантовыми технологиями и вовсе стали неактуальными: таковыми их считают 55% и 71% соответственно.