За бураном – в Астану
Столице Казахстана Астане в этом году, как и «Автомиру», исполняется 20 лет. За два десятилетия в городе выросли удивительные мечети, монументы и отели. есть, на что посмотреть!
Высокие стеклянные здания, белоснежная мечеть Хазрет Султан, уносящийся стрелой в небо шпиль купола «Хан Шатыра» и… сильнейший снежный буран, задержавший нас на целые сутки. Такой я запомню столицу Казахстана – Астану.
Мы успели въехать в город до того, как дороги закрыли. За час с лишним, пока мы «на цыпочках» пробирались до отеля, увидели только снег. Вездесущий. Летящий в лобовые стекла наших Land Rover Discovery и Discovery Sport, на которых мы собирались ранним утром стартовать на встречу космонавтов где-то в степях Жезказгана. И гололед. Сильный, сносящий с траекторий даже полноприводные, обутые в «шипы» внедорожники. Гостеприимно, ничего не скажешь.
Вытащив по дороге пару машин, «убравшихся» в снежный бруствер, мы, наконец, добрались до отеля. И, не успев выйти из машин, оказались в плену снега… и светящейся огнями ночной Астаны. Ночная столица Казахстана, уже избавившаяся от новогодних украшений (все-таки на носу был март), все равно выглядела нарядной. Вокруг нашего отеля, что не так давно отстроили в самом центре города, – стеклянные небоскребы, уходящие в оранжевое от снеговых туч небо. И напоминало это все вовсе не город-выходец из бывшего СССР, а Дубай или что-то из новомодных азиатских мегаполисов.
Рождение столицы
Астану отстроили буквально с нуля. На ее месте до 1998 года стоял город Акмола (а до этого – Целиноград). Он вырос там, где в 50-х годах прошлого столетия люди разных сословий со всего Советского Союза поднимали целину (отсюда и говорящее название). Город, стоящий на равнине, открыт всем ветрам, поэтому и бураны зимой в нем столь жесткие: ветер буквально сносит с ног, а мелкий снег, мукой летящий в лицо с силой «пескоструйки», заставляет пешеходов закрывать балаклавами все.
Но коренные жители уже давно привыкли и к ветрам, и к буранам, которые «ласково колышат арматуру за окном», и к запредельными минусам зимой (например, в этом январе, пока юг Казахстана умирал от 30-градусных морозов, астанчане прочувствовали на себе морозы почти 50-градусные). Таков резко-континентальный климат и равнинное расположение. Зато смога в Астане практически нет – все сдувают степные ветра.
Уже в 1999 году, всего лишь через год после того, как Астана официально стала столицей Казахстана, сместив с этого места солнечный Алматы, ей была присуждена премия ЮНЕСКО «Город мира», как одному из успешно зарекомендовавших себя городов в экологической и социальной сферах. Но город не собирался останавливаться на этом и продолжил развиваться дальше, несмотря на непогоду зимой, мошкару летом и нехватку кадров (поначалу).
Утром мы посмотрели в окно – буран вроде бы начал стихать. Однако трассы были напрочь закрыты: гололед, переметы, упавшая до -20 С° температура не располагали к передвижениям за городом, где вам совершенно некому помочь. Но в самой Астане все более менее наладилось, и мы решили провести время за осмотром достопримечательностей. Хотя бы самых главных.
«Байтерек» как вселенная
«Байтерек» астанчане единодушно признают одной из главных своих достопримечательностей. Монумент высотой 97 м венчает позолоченная стеклянная 22-метровая в диаметре сфера, с которой открывается чудесный вид на город (когда все не затянуто тучами, конечно же). В этот монумент архитекторами был заложен глубокий смысл: Байтерек – это «Древо жизни» из древней мифологии, модель самой Вселенной, а на его вершине – золотое яйцо, которое, согласно тем же легендам, каждый год откладывает птица счастья Самурык.
Впрочем, символизм в Байтереке везде – даже его высота в 97 метров дань году переноса столицы, 1997-му. А кто-то даже приписывает ему «причастность» к таинственным масонам, но это – совсем бездоказательно.
Ураган не снесет?
Торгово-развлекательный комплекс «Хан-Шатыр» стал нашей следующей точкой в списке достопримечательностей – очень уж интересная форма у здания. Гигантский 150-метровый стеклянный шатер вошел в Книгу Рекордов Гиннесса как самый большой в мире и в ТОП-10 лучших экологических зданий мира по версии Forbes Style.
Здание проектировали с учетом нестабильной северной погоды и, по словам архитекторов-проектировщиков, стеклянные панели шатра смогут выдержать даже шквальный ветер. До прошлого года этим словам все верили, однако ураган, пронесшийся по городу в 2017-м, все же добрался до обшивки «Хан Шатыра» и снес несколько панелей. Но сильного урона все же не нанес.
Внутри «Хан Шатыра» очень просторно: в нем много зелени, деревьев, открытых павильонов. Есть даже собственный пляж с песком, теплой водой и температурой воздуха +35 С° на самом верхнем этаже.
Хотят увидеть все
Белоснежная, словно светящаяся мечеть Хазрет Султан – самая большая в Центральной Азии. И это одна из красивейших достопримечательностей Астаны, которую хотят увидеть все туристы вне зависимости от вероисповедания. Изящная, с тонкими, почти резными минаретами, она напоминает памятники древности вроде Айи-Софии в Стамбуле, но построена всего несколько лет назад с использованием современных технологий. Воздушную мечеть украшают не только аяты из Священного Корана, но и изречения Пророка Мухаммеда, переплетения национального орнамента, а над всем этим местом витает удивительный дух спокойствия и тишины.
На этом наша очень экскурсия по Астане и закончилась. После обеда открыли дорогу на Караганду, и нам предстояло отмахать по обледенелой и занесенной снегом трассе около 200 км до шахтерской столицы Казахстана, а потом еще 350 – до точки сбора встречающих экипаж МКС. Пора выдвигаться. Еще увидимся, Астана!
Наши автомобили
В Астану нас привезли Land Rover Discovery Sport, Range Rover и Range Rover Sport. Все автомобили бензиновые, поэтому проблем с заводом на морозе и замерзанием топлива никто из участников пробега не имел. Полный привод и хорошая шипованная резина отлично проявили себя в борьбе с адским гололедом на трассах: мы не только стабильно шли вперед, но и попутно вытаскивали с обочин не столь успешных водителей. Ну и конечно же, в полной мере оценили, как у Discovery Sport прекрасно работает обогрев лобового стекла – снег настолько сильно залеплял его, что дворники бы просто не успели все расчистить.
Памятка
Всем, кто собирается в Казахстан на машине, важно помнить: штрафе в этой стране гораздо выше российских. Особенно это касается превышения скорости. Минимальное превышение – с 10 км/ч, а заплатить за него придется около 5000 рублей. Дальше – еще больше. Лучше не превышать. И имейте в виду, что радарят не только стационарными радарами-треногами или при помощи камер, но и «бьют» в лоб идущей на встречу машине прямо из полицейского автомобиля.
Технические характеристики
Где жить и где поесть
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ: В Астане множество отелей любой «звездности». В среднем стоимость за сутки проживания в 3- или 4-звездочном отеле – от 5000 до 15 000 руб. Можно также арендовать квартиру, к примеру, через онлайнсервис. Цены – от 1000 руб. за однокомнатную в центре города.
ГДЕ ПОЕСТЬ: Поесть вкусно и разнообразно можно на проспекте Туран: там расположилось просто огромное количество всевозможных кафе и ресторанов, и если хорошо постараться, то вних можно найти еду всех кухонь мира. Средний чек на двоих – от 2500 руб. Но можно перекусить и гораздо дешевле, к примеру, на фуд-корте «Хан Шатыра». Средний чек на двоих – 1000 руб.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl