Робот вместо отдела кадров
Цифровая эпоха переворачивает представление о рабочих буднях. Старые профессии исчезают, вместо них появляются новые. Изменениям подвергаются почти все виды деятельности, и даже прием на работу.
Хотите стать таксистом, секретарем, продавцом в сети быстрого питания или курьером? Еще раз хорошенько подумайте. Рано или поздно эти профессии падут жертвой цифровой трансмиссии. Такая работа слишком шаблонна, и ее с легкостью может выполнять машина. Еще одна работа, о которой нужно перестать думать, — менеджер по подбору персонала. Ведь меняются не только рабочие процессы, но и процедуры поиска вакансий и приема на работу — все начинает переходить в цифровую форму.
Рынок подбора персонала
Началось все с сервисов, которые переносили в Интернет объявления работодателей и соискателей, публикуемые в газетах. Хорошим примером можно назвать портал HeadHunter. Затем появились LinkedIn, Xing и другие социальные сети для поиска и установления деловых контактов, где можно рассказать о своих профессиональных навыках. Эта сфера приносит большую прибыль: оборот на рынке подбора персонала по всему миру в общей сложности составляет около 415 млрд евро.
На мысль о перспективности единого цифрового рынка услуг наводит и пример корпорации Google. В 2017 году IT-гигант из Маунтин-Вью создал собственный портал Hire, предназначенный для облегчения компаниям процесса поиска подходящих кандидатур. Hire позволяет работодателям управлять полученной информацией о кандидатах, в том числе контактами, резюме и расписанием встреч с соискателями в календаре.
Другие компании тоже ощущают наступление изменений. По данным исследований аналитического агентства Deloitte, оказывающей услуги в сфере финансового консалтинга, 40% компаний по всему миру планируют в течение следующих нескольких лет основательным образом модернизировать свою систему управления персоналом. Расчет, очевидно, на экономию средств, поскольку на услуги кадровых агентств в качестве комиссии уходит до 30% годового оклада. Кроме того, системы, основанные на ИИ, манят обещаниями увеличить охват и за короткий промежуток времени добиться прозрачности даже при большом количестве соискателей — например, в результате отслеживания успеха размещения вакансий.
К тому же нужно еще правильно подобрать персонал под требования. С помощью ИИ кадровое агентство может согласовать тысячи навыков, уровней профессиональной подготовки и местонахождений с сотнями тысяч объявлений, ежедневно собираемых агрегатором, — ни один отдел кадров в мире не смог бы справиться с такой задачей. Между тем системам ИИ нужно всего несколько секунд после публикации вакансии, чтобы предложить кадровику самого подходящего соискателя, в том числе потенциальную кандидатуру из этой же компании. Такое кадровое агентство еще раньше самого соискателя знает, что тот в принципе ищет работу.
С помощью алгоритма подбора — к работе мечты
Как же кадровые агенты на самом деле получают личные данные человека, чтобы собрать содержательное трудовое досье о соискателе? Как правило, они анализируют информацию бирж труда, профессиональных социальных сетей, данные, выложенные в открытый доступ, а также данные, предоставленные самими работодателями. Сюда же относятся сведения, полученные в ходе собеседования и тестирования кандидатов. Алгоритм подбора соединяет компании и соискателей, которые подходят друг другу лучше всего, — совсем как виртуальное брачное агентство. Но при этом создается далеко не только список дипломов и рекомендаций, а еще и очень подробный индивидуальный профиль, который охватывает как профессиональные навыки, так и личностные характеристики.
Компаниям сегодня интересно знать и личные качества претендентов. Чтобы понять, на что способен соискатель, традиционно проводится собеседование. Однако в соответствии с требованиями цифровой эпохи оно тоже видоизменилось, и при этом исчезла обычная для него стрессовая ситуация. Некоторые рекрутеры в ходе вопросно-ответной беседы уже используют программное обеспечение, распознающее речь; за беседой следует анализ, в процессе которого в той или иной мере исследуется личность соискателя. Такие черты характера, как любознательность, общительность, работоспособность, эмоциональная стабильность, уживчивость, самодисциплина, готовность идти на риск, измеряются и представляются в графическом исполнении.