В ближайшее время на дорогах России появится множество автомобилей-беспилотников

АвтоМирАвто

Восстание машин

В ближайшее время на дорогах России появятся чуть ли не полторы сотни автомобилей-беспилотников. Стоит ли их опасаться обычным водителям и почему?

Текст: Алексей Лучников. Фото: Mercedes-Benz

Автономные машины на российских дорогах будут обозначаться опознавательным знаком в виде буквы «А» в красном треугольнике

Поводом для беспокойства стало начало «опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств», на дорогах Москвы и Татарстана. Эксперимент благословлен правительством – соответствующее постановление под номером 1415 принято еще в ноябре прошлого года.

Участниками эксперимента могут быть только юрлица. Отвечать за возможные негативные последствия придется тоже им. Риск ответственности должен быть застрахован на 10 миллионов рублей для каждого экспериментального автомобиля. На каждую же машину собственник должен получить заключение специальной испытательной лаборатории. В «обязанность» беспилотникам вменяется безоговорочное соблюдение ПДД. Все испытательные поездки будут протоколироваться и записываться на видео, данные должны храниться не менее 10 лет. Контролировать движение станет водитель, к которому предъявляются повышенные требования: стаж управления не менее трех лет, отсутствие грубых нарушений ПДД и медицинских противопоказаний.

Все это хорошо, но какова вероятность, что машина однажды выйдет из-под контроля? Как бы ни хорохорились производители, такой исход вовсе не исключен. Вспомните нашумевшие инциденты с «Теслой» и американским же «Убером». Увы, и в России исключить подобное нельзя, особенно учитывая, что финансовые возможности участников нашего эксперимента едва ли сопоставимы с бюджетами иностранцев. Да и российские дороги заметно уступают американским. Как показал эксперимент на полигоне «НАМИ», входящие в состав «автопилота» системы помощи от ведущих мировых производителей – контроля выезда за пределы полосы, экстренного торможения – в наших реалиях далеко не безупречны. Например, полосу движения компьютер перестает надежно определять уже при 15-процентной заснеженности линии разметки.

Допустим, все будет хорошо и эксперимент состоится. Но потребуется еще урегулировать и правовую сторону вопроса. Специальной юридической основы для беспилотного или, правильнее говорить, полностью- и высокоавтоматизированного управления транспортными средствами сегодня не существует. Ни на национальном, ни на международном уровне. В других странах ситуация аналогичная – правовой статус водителя ничем не отличается от обычного: за все неприятности, которые могут произойти с беспилотником, нести ответственность будет именно он.

Такой подход приемлем только на этапе экспериментального использования. Едва ли он устроит гражданских пользователей, которые, по мнению автопроизводителей, появятся уже в ближайшие годы. Если я купил автомобиль, воспользовался им в полном соответствии с инструкцией, то почему с меня спрашивают за то, что он кого-то задавил? Увы, от этих вопросов никуда не деться.

Сегодня никто из разработчиков не гарантирует, что беспилотник не станет орудием хакеров

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как делать для детей меньше, но больше? Как делать для детей меньше, но больше?

Что делать, если наши дети постоянно чем-то недовольны

Psychologies
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Renault Arkana. В военкомате не ждут Renault Arkana. В военкомате не ждут

Новый автомобиль повышенной проходимости от Renault

АвтоМир
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Открыть в приложении