Весеннее обострение
Новая версия ПДД: что нужно знать о светоотражающих жилетах и разметке «вафельнице», чтобы не получить штраф?
Вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения, принятая поправками еще в конце прошлого года, но отложенная в силу разных причин. Давайте разбираться, что на этот раз чиновники хотят от автомобилистов и что может грозить нарушителям обновленных Правил.
Где и когда надевать жилет?
Водители теперь обязаны надевать светоотражающие куртки или жилеты в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, если они находятся на проезжей части или обочине в случае дорожно-транспортного происшествия или вынужденной остановки из-за неисправности либо по другим объективным причинам, не позволяющим продолжить дальнейшее движение. Правда, норма сформулирована в пункте 2.3.4 ПДД таким образом, что проверять наличие светящегося предмета гардероба, в отличие, например, от огнетушителя или аптечки, инспектор ДПС не имеет права. Но если вы оказались на дороге по одной из указанных выше причин, будьте добры нарядиться как подобает ситуации.
А штрафа то нет!
Парадокс в том, что потребовать от водителя выполнить обязанность надеть светоотражающий жилет инспектор может, а вот наказать за ослушание – нет. В законе просто нет подходящей статьи, по которой можно было бы вынести хотя бы предупреждение, не говоря уж о более серьезных санкциях.
На самом деле идея сделать человека заметным – более чем здравая, ведь, выйдя из-за руля на проезжую часть, люди нередко становятся жертвами наезда. Светоотражающая одежда существенно повышает шансы других водителей вовремя разглядеть человека на дороге и предпринять необходимые меры. Это требование приобретает особую актуальность в контексте распространения европротокола и сокращения численности инспекторов ДПС, когда водителям все настойчивее предлагают самостоятельно фиксировать все обстоятельства и последствия ДТП. Собственно, за рубежом это поняли давно, поэтому аналогичная норма существует в правилах движения большинства развитых стран. Причем, в отличие от России, она подкрепляется еще и ощутимыми штрафными санкциями. Ну и, на наш взгляд, не лишним было бы распространить нововведение на любой период времени, раз уж жилет все равно припасен. Людей ведь сбивают не только ночью или в тумане.
Что за вафельница?
Вторая весенняя поправка в ПДД ввела так называемую «вафельницу» – дорожную разметку, обозначающую перекресток или другое пересечение проезжих частей. Свое неофициальное наименование она получила за характерную диагональную клетку, которая наносится на асфальт желтой краской. Эксперимент по применению такой разметки начался в Москве за пару лет до того, как она обрела официальный статус. Но ведь дорожные правила и ранее содержали запрет выезжать на перекресток, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться и перекрыть собой дорогу транспорту, движущемуся в поперечном направлении. Другое дело, что выполнять его водители не торопились, результатом чего стали хронически забитые перекрестки, разрулить которые мог только инспектор ДПС, которого ныне днем с огнем не сыщешь.
Поэтому задача новой разметки – не ввести новое требование, а обеспечить выполнение уже существующего.
В чем проблема?
Чиновники банально «накосячили» с редакцией пункта 13.2 ПДД с точки зрения русского языка (внимательный глаз заметит неверные окончания слов). Во-вторых, и это гораздо важнее, утрачена логика: теперь запретили выезжать не только на весь перекресток, но еще и на его «вафельный» участок. Это все равно что супруга, выгнавшая неверного мужа из квартиры, вслед удаляющейся фигуре кричит: «И не смей заходить на кухню!». Вдобавок был введен еще и специальный предупреждающий о «вафельнице» знак (правда, как он будет выглядеть, до сих пор неизвестно, ведь изменения в соответствующие национальные стандарты так и не приняты). Зачем он нужен, опять же непонятно, ведь выезжать на забитый перекресток запрещено что с «вафельницей», что без нее.
В итоге рискуем получить прямо противоположный эффект: там, где есть разметка и знаки, водители будут остерегаться застревать на перекрестке, а где нет – без зазрения совести выезжать на перекресток и тормозить поперечный трафик. Увы, но назвать нововведения в ПДД ничем иным, кроме как весенним обострением непрофессионализма, язык не поворачивается. Обидно, что здравые по своей сути идеи из-за их небрежной реализации сводят на нет весь смысл поддержания порядка и безопасности на дороге.
Штрафная зона
Как и жилеты, «вафельница» тоже довольно широко распространена за рубежом. Но ее основное предназначение – четко обозначить зону, оказавшись в которой при включении запрещающего сигнала светофора, водитель без вариантов будет оштрафован. Она облегчает процесс автоматической фиксации такого правонарушения, ведь камере становится проще распознать, а полиции потом доказать факт совершенного проступка: оказался на «вафельнице» в момент, когда на пересекаемой дороге загорелся зеленый, – получи штраф. Заодно такая разметка помогает фиксировать и проезд на запрещающий сигнал светофора. В нашей стране выезд на перекресток, в результате которого создано препятствие для движения транспорта в поперечном направлении, «стоит» 1000 рублей. Ровно столько же придется заплатить и за проезд на запрещающий сигнал светофора. Заодно напомним, что за пересечение стоп-линии при красном сигнале оштрафуют на 800 рублей. Подчеркнем, что эти штрафы справедливы как с «вафельницей», так и без нее. Жаль, что штрафы не в силах вернуть взаимное уважение участников движения…
Фото: Инна Абрамова/Burda Media, Андрей Любимов/Агентство городских новостей «Москва»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl