Чиновники намерены искоренить смертность на российских дорогах к 2030 году

АвтоМирАвто

Стратегия выживания

Чиновники намерены полностью искоренить смертность на российских дорогах к 2030 году. Оценим реальность этих планов

Текст: Алексей Лучников

Председатель правительства Дмитрий Медведев в последний день новогодних каникул утвердил Стратегию безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы. Главное, что вызвало сначала журналистский интерес, а затем и общественный резонанс – настрой российского правительства сократить к 2030 году смертность на дорогах до нуля! В качестве промежуточной «контрольной точки» в 2024 году, когда документ формально завершит свое действие, установлен показатель так называемого социального риска на уровне не выше 4 погибших на 100 тысяч человек населения. Насколько это реально?

Надо сразу сказать, что планы более чем амбициозные. Если говорить о «нулевой смертности» в ДТП, волей-неволей на память приходит раскрученная в мире шведская модель дорожной безопасности, получившая название «Vision Zero», то есть дословно «нулевое видение». Неужели это действительно возможно? Сами шведы не скрывают, что ноль в реальности скорее всего недостижим. В то же время такая заведомо неосуществимая цель дает власти стимул, во-первых, никогда не останавливаться на достигнутом и, во-вторых, не бояться экспериментировать с новыми методами ради получения результата. Как бы там ни было, эта идеология, уходящая корнями еще в 90-е годы прошлого века, принесла результат: сегодня в Швеции самый низкий в мире показатель смертности в ДТП.

Чтобы сравнение стран было корректным, используется относительный показатель – тот самый социальный риск, характеризующий количество погибших в ДТП и от их последствий в пересчете на 100 тысяч человек населения. К слову, в Швеции сегодня он составляет 2,7, в среднем по странам Евросоюза – около 4,5, в то время как в России – порядка 13 погибших на 100 тысяч человек населения. Иными словами, реальный уровень смертности на дорогах в нашей стране почти в 3 раза выше, чем в Европе. Справедливости ради – и Европа, и Россия начинали целенаправленную работу по обузданию дорожной бойни примерно с одного уровня, когда социальный риск колебался на уровне 20. Только Старый Свет столкнулся с проблемой автомобилизации гораздо раньше – в 70-е годы прошлого века – и шел к сегодняшним показателям в течение 30–40 лет. Российский же премьер предложил сделать то же самое, но за 7 лет! Вроде бы время лозунгов из серии «пятилетку досрочно» уже давно кануло в Лету, но генетическая память, видимо, все же дает о себе знать.

Эксперты в один голос твердят, что, несмотря на неплохую динамику последних лет, уровень 4 погибших на 100 тысяч населения в России в реальности недостижим не только к 2024 году, но и в более долгосрочной перспективе. При этом зарубежный опыт свидетельствует, что чем ниже будут цифры смертности, тем труднее будет поддерживать прогресс. Та же Европа это подтвердила своим примером. В течение последних нескольких лет у ведущих стран наблюдается стагнация уровня смертности на дорогах: незначительное сокращение в одном году сменяется ростом в следующем. Специалисты объясняют это тем, что резерв известных способов уже исчерпан, и без новых подходов дальнейший прогресс невозможен. Иными словами, выходит, что оптимистичные ожидания российских чиновников – это тоже скорее психологический барьер, к которому можно только стремиться, но перепрыгнуть никто и не рассчитывает. Подтверждение этой гипотезе мы находим в самом тексте Стратегии безопасности дорожного движения, где планируемые результаты по-чиновничьи сглажены: правительство предпочитает оперировать понятиями «стремление», «ориентир» и тому подобными.

На самой Стратегии подробно останавливаться нет смысла, так как она, по сути, содержит лишь анализ актуального состояния аварийности и основные направления работы на перспективу. В приоритете изменение концепции пропагандистской работы, акцент на обеспечении безопасности наиболее уязвимых участников движения, включая пешеходов и детей, мероприятия по улучшению дорожной инфраструктуры, качества подготовки водителей и технического состояния автопарка, реформа системы управления этой работой, а также повышение эффективности спасения пострадавших в ДТП. Предметно осмыслить, как Стратегия отразится на обычных гражданах, можно будет тогда, когда правительство утвердит детальный план мероприятий по ее реализации. Подготовить его поручено министерству внутренних дел в течение полугода.

Старый Свет столкнулся с проблемой автомобилизации гораздо раньше – в 70-е годы прошлого века – и шел к сегодняшним низким показателям аварийности в течение 30–40 лет

Уровень смертности на дорогах в нашей стране почти в 3 раза выше, чем в Европе

Глобальные потери

Дорожные инциденты, несмотря на всю трагичность, воспринимаются обществом как нечто обыденное. Между тем специалисты всего мира бьют тревогу, заявляя, что дорожно-транспортная аварийность – это одна из серьезнейших социально-экономических проблем современности. Глобальные показатели смертности на дорогах ужасают: по данным ООН, каждый год на дорогах планеты гибнет более 1,2 миллиона человек, 50 миллионов получают ранения, из них каждый пятый остается инвалидом. Самый ощутимый удар приходится на наиболее активную экономически часть населения. В результате в денежном выражении ущерб оценивается астрономическими цифрами и дорого обходится каждой стране, «съедая» от 2 до 5% от того, что заработала национальная экономика. Несколько лет назад этой проблемой всерьез озаботилось международное сообщество, объявив устами Генеральной ассамблеи ООН период с 2011 по 2020 годы «Десятилетием действий по безопасности дорожного движения». Кстати, примечательно, что решающую роль в этой акции сыграла Россия, оказавшаяся в глобальной борьбе с авариями на дорогах общепризнанным лидером.

Фото: benjaminnolte, a_andreev, Andrew Nunn/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Долго сдерживаться государственные креативщики не смогли, несмотря на все мольбы

АвтоМир
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Письмо главного редактора Письмо главного редактора

Людям часто нравятся хулиганы, ведь они пересекают красные линии

Правила жизни
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
«Меняются материалы, а круг образов всегда один» «Меняются материалы, а круг образов всегда один»

Художник Борис Кочейшвили — о том, что рай — это состояние

Weekend
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет 6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет

Некоторые из этих вещей вы совершаете ежедневно, а они влияют на запах в доме

ТехИнсайдер
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Наследие императора Наследие императора

Гатчина — для тех, кто хочет увидеть величие императорской России без туристов

Отдых в России
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Открыть в приложении