Стратегия выживания
Чиновники намерены полностью искоренить смертность на российских дорогах к 2030 году. Оценим реальность этих планов
Председатель правительства Дмитрий Медведев в последний день новогодних каникул утвердил Стратегию безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы. Главное, что вызвало сначала журналистский интерес, а затем и общественный резонанс – настрой российского правительства сократить к 2030 году смертность на дорогах до нуля! В качестве промежуточной «контрольной точки» в 2024 году, когда документ формально завершит свое действие, установлен показатель так называемого социального риска на уровне не выше 4 погибших на 100 тысяч человек населения. Насколько это реально?
Надо сразу сказать, что планы более чем амбициозные. Если говорить о «нулевой смертности» в ДТП, волей-неволей на память приходит раскрученная в мире шведская модель дорожной безопасности, получившая название «Vision Zero», то есть дословно «нулевое видение». Неужели это действительно возможно? Сами шведы не скрывают, что ноль в реальности скорее всего недостижим. В то же время такая заведомо неосуществимая цель дает власти стимул, во-первых, никогда не останавливаться на достигнутом и, во-вторых, не бояться экспериментировать с новыми методами ради получения результата. Как бы там ни было, эта идеология, уходящая корнями еще в 90-е годы прошлого века, принесла результат: сегодня в Швеции самый низкий в мире показатель смертности в ДТП.
Чтобы сравнение стран было корректным, используется относительный показатель – тот самый социальный риск, характеризующий количество погибших в ДТП и от их последствий в пересчете на 100 тысяч человек населения. К слову, в Швеции сегодня он составляет 2,7, в среднем по странам Евросоюза – около 4,5, в то время как в России – порядка 13 погибших на 100 тысяч человек населения. Иными словами, реальный уровень смертности на дорогах в нашей стране почти в 3 раза выше, чем в Европе. Справедливости ради – и Европа, и Россия начинали целенаправленную работу по обузданию дорожной бойни примерно с одного уровня, когда социальный риск колебался на уровне 20. Только Старый Свет столкнулся с проблемой автомобилизации гораздо раньше – в 70-е годы прошлого века – и шел к сегодняшним показателям в течение 30–40 лет. Российский же премьер предложил сделать то же самое, но за 7 лет! Вроде бы время лозунгов из серии «пятилетку досрочно» уже давно кануло в Лету, но генетическая память, видимо, все же дает о себе знать.
Эксперты в один голос твердят, что, несмотря на неплохую динамику последних лет, уровень 4 погибших на 100 тысяч населения в России в реальности недостижим не только к 2024 году, но и в более долгосрочной перспективе. При этом зарубежный опыт свидетельствует, что чем ниже будут цифры смертности, тем труднее будет поддерживать прогресс. Та же Европа это подтвердила своим примером. В течение последних нескольких лет у ведущих стран наблюдается стагнация уровня смертности на дорогах: незначительное сокращение в одном году сменяется ростом в следующем. Специалисты объясняют это тем, что резерв известных способов уже исчерпан, и без новых подходов дальнейший прогресс невозможен. Иными словами, выходит, что оптимистичные ожидания российских чиновников – это тоже скорее психологический барьер, к которому можно только стремиться, но перепрыгнуть никто и не рассчитывает. Подтверждение этой гипотезе мы находим в самом тексте Стратегии безопасности дорожного движения, где планируемые результаты по-чиновничьи сглажены: правительство предпочитает оперировать понятиями «стремление», «ориентир» и тому подобными.
На самой Стратегии подробно останавливаться нет смысла, так как она, по сути, содержит лишь анализ актуального состояния аварийности и основные направления работы на перспективу. В приоритете изменение концепции пропагандистской работы, акцент на обеспечении безопасности наиболее уязвимых участников движения, включая пешеходов и детей, мероприятия по улучшению дорожной инфраструктуры, качества подготовки водителей и технического состояния автопарка, реформа системы управления этой работой, а также повышение эффективности спасения пострадавших в ДТП. Предметно осмыслить, как Стратегия отразится на обычных гражданах, можно будет тогда, когда правительство утвердит детальный план мероприятий по ее реализации. Подготовить его поручено министерству внутренних дел в течение полугода.
Уровень смертности на дорогах в нашей стране почти в 3 раза выше, чем в Европе
Глобальные потери
Дорожные инциденты, несмотря на всю трагичность, воспринимаются обществом как нечто обыденное. Между тем специалисты всего мира бьют тревогу, заявляя, что дорожно-транспортная аварийность – это одна из серьезнейших социально-экономических проблем современности. Глобальные показатели смертности на дорогах ужасают: по данным ООН, каждый год на дорогах планеты гибнет более 1,2 миллиона человек, 50 миллионов получают ранения, из них каждый пятый остается инвалидом. Самый ощутимый удар приходится на наиболее активную экономически часть населения. В результате в денежном выражении ущерб оценивается астрономическими цифрами и дорого обходится каждой стране, «съедая» от 2 до 5% от того, что заработала национальная экономика. Несколько лет назад этой проблемой всерьез озаботилось международное сообщество, объявив устами Генеральной ассамблеи ООН период с 2011 по 2020 годы «Десятилетием действий по безопасности дорожного движения». Кстати, примечательно, что решающую роль в этой акции сыграла Россия, оказавшаяся в глобальной борьбе с авариями на дорогах общепризнанным лидером.
Фото: benjaminnolte, a_andreev, Andrew Nunn/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl