Право
С учетом изложенного
Среди нововведений, коснувшихся автовладельцев этим летом, оказался и порядок регистрации транспортных средств
Традиционно в нашей стране постановка машины на учет – это весьма волнительная процедура. Увы, эмоции вызывает не столько радость от приобретения автомобиля, сколько связанные с визитом в ГИБДД подводные камни: сколько ждать в очереди, все ли чисто с документами и маркировкой, нет ли дефицита номеров или бланков… К счастью, в последние годы поводов для таких опасений становится все меньше. И вот МВД России сделало очередной шаг навстречу автовладельцам: Владимиром Колокольцевым еще в марте 2017 года был подписан приказ, получивший номер 139 и внесший коррективы в правила регистрации автомототранспорта и соответствующий административный регламент. Нельзя сказать, что изменения носят революционный характер, но кое-что полезное все же появилось. Однако без спорных вопросов не обошлось.
Прежде всего, из перечня документов, предъявляемых при регистрации, исключили полис обязательного страхования гражданской ответственности. Это не означает, что заключать договор ОСАГО перед обращением в ГИБДД теперь не нужно. Просто инспектора проверят его наличие путем обращения к соответствующей базе данных. Это вполне логично, в том числе и потому, что все большую популярность приобретает оформление электронного полиса ОСАГО. Однако в работе техники случаются сбои, включая задержки в обновлении информации базы заключенных договоров страхования. Поэтому полностью избежать проблем, видимо, не удастся, особенно если владелец обратился в страховую компанию непосредственно перед визитом в ГИБДД. Поэтому бумажный вариант полиса (или его распечатку, если он электронный) иметь с собой все же не помешает.
Более четко прописан порядок совершения регистрационных действий с транспортными средствами с уничтоженной или измененной маркировкой. Если есть возможность однозначно идентифицировать машину, то это не будет считаться основанием для отказа в регистрации. С такими проблемами сталкивались в основном владельцы автомобилей, достаточно длительное время эксплуатируемых в суровых российских условиях, маркировку которых коррозия съедала иногда буквально за пять-семь лет. Если детали, несущие на себе заводскую маркировку, были заменены в ходе ремонта, то также возникали препятствия с дальнейшим обращением такой машины. Аналогичным образом регламентировали и постановку на учет транспорта с перебитыми номерами, ранее угнанного, но возвращенного владельцам. Вообще-то эти вопросы решались аналогичным образом и раньше, но сейчас формулировки стали более четкими.
Юридически прописали и действовавший ранее де-факто порядок восстановления регистрации после снятия транспортного средства с учета в связи с его утилизацией. Продав автомобиль и не дождавшись, когда новый владелец зарегистрирует его на свое имя, прежний собственник приходил в Госавтоинспекцию и вместо того, чтобы написать заявление на прекращение регистрации в связи с продажей, заявлял, что машины утилизирована, а номера и документы утрачены. Мало того, что он сам нарушал закон, так еще и значительно усложнял жизнь новому собственнику, который с этого момента не только не мог эксплуатировать машину, но и для восстановления регистрации ему приходилось отыскивать прежнего собственника и уговаривать его восстановить учет. Это было неудобно обеим сторонам. Теперь же зарегистрировать автомобиль или мотоцикл после утилизации (при условии, что машина не была уничтожена) может и новый собственник, причем в любом профильном подразделении ГИБДД. Иными словами, для этого ему нет необходимости обращаться в ту инспекцию, где прежний собственник снял их с учета.
Упрощен алгоритм регистрации при использовании единого портала государственных и муниципальных услуг. Если раньше, подав заявление через Интернет, автовладелец должен был прийти с оригиналами документов в ГИБДД, предъявить их для проверки и только после «отмашки» паспортистки направиться на площадку осмотра транспорта, то теперь бумаги проверят уже после осмотра машины. Таким образом, процедура сократилась еще на одну операцию, упростив жизнь как самим служивым, так и автовладельцам. Поправки вступили в силу в начале июля, поэтому прочувствовать нововведения можно уже сейчас.
Сэкономить не получится
Уже несколько лет машину можно поставить на учет без привязки к месту жительства. Автовладельцы успели почувствовать на себе удобство такой возможности (например, если машина куплена в другом регионе, то зарегистрировать ее можно в ближайшем подразделении ГИБДД, исключив необходимость перегона без номеров к дому), однако полного понимания ситуации у многих до сих пор нет. Обращаясь в ГИБДД другого региона, собственник может рассчитывать на получение номеров с кодом именно этого региона. Например, если вы москвич, но машину купили в Санкт-Петербурге, то не просите у питерских гаишников регистрационные знаки с кодом «77». Вам выдадут те номера, которые соответствуют Санкт-Петербургу. Однако этот факт никоим образом не скажется на налоговой ставке, а также территориальном коэффициенте ОСАГО, которые по-прежнему будут зависеть от вашего постоянного места жительства.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl