Прозрачная «вторичка»
Сокрытие реального пробега машины и ее повреждений может стать поводом для возбуждения уголовного дела. Депутаты хотят запретить манипуляции с историей подержанных автомобилей.
Рынок «вторички» сегодня находится вне правового поля – в нашем законодательстве просто нет положений, регулирующих продажу подержанных автомобилей. В итоге найти машину с оригинальным пробегом – задача почти невыполнимая.
Участившиеся обращения граждан, которые жалуются на обман при покупке машины, сподвигли депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на разработку законопроекта о внесении новой статьи в Уголовный кодекс РФ – «Мошенничество при продаже автомобиля».
Закон, если он будет принят, должен осадить недобросовестных продавцов: скручивание пробега на транспортном средстве или сокрытие информации о его повреждениях обернется для мошенников штрафом или лишением свободы. Сейчас инициатива отправлена на оценку Совета законодателей при Федеральном собрании РФ. После получения отзыва законопроект будет рассматриваться в первом чтении на пленарном заседании городского парламента Законодательного Собрания Петербурга.
В случае если новую статью «Мошенничество при продаже автомобиля» внесут в Уголовный кодекс, размер штрафа в первую очередь будет зависеть от ущерба, то есть разницы в сумме, которую покупатель отдал, и фактической стоимостью автомобиля с учетом всех его характеристик, в том числе размера скрученного пробега, который продавец скрыл.
Предполагается, что максимальный размер штрафа при введении покупателя в заблуждение относительно состояния машины будет достигать 500 тысяч рублей, также предусмотрено альтернативное наказание в виде 360 часов обязательных работ. В случае крупного ущерба и для «организованной группы» предусмотрено лишение свободы на срок до шести лет, при этом штраф вырастает до 700 тысяч рублей. Авторы законопроекта подчеркивают, что указанные штрафы – это санкции именно за обман покупателя. А за сам факт изменения показаний одометра предусмотрено отдельное наказание – до четырех лет лишения свободы и штраф до миллиона рублей.
Работать закон будет следующим образом: если у покупателя появляется подозрение, что пробег на выбранном им автомобиле занижен, то он сможет сообщить об этом в полицию, где назначат проведение экспертной оценки. Правда, за счет заявителя. После, если подозрение покупателя подтвердится, сумму возместят, взыскав ее с нарушителя.
Порядок оценки автомобиля при подозрении на скрученный пробег также определят поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. При возбуждении уголовного дела предполагается привлечение экспертов и специалистов, которые должны проводить оценку самого автомобиля и изучать его документы, в частности ОСАГО и каско.
Обращение в страховую компанию – один из самых легких способов проверить историю машины. При этом разбирательство в рамках уголовного дела уже будет производиться за деньги госбюджета. Если вину нарушителя докажут, с него взыщут еще сумму, которую потратили на проведение независимой оценки.
Как у них
Пока в России должностные лица только осознают необходимость законодательной защиты покупателей подержанных машин, в США, Канаде и большинстве стран ЕС запреты на изменение показателей одометра уже действуют. У каждой страны свои санкции, но наказание за изменение пробега предусмотрено везде. При разработке инициативы рассматривали практику Германии, Чехии и еще ряда европейских стран.
Разобраться с творящимся беспорядком на рынке «вторички» до депутатов из Санкт-Петербурга неоднократно пыталась Ассоциация «Российских автомобильных дилеров». РОАД уже давно начала выступать с инициативой о введении ответственности за манипуляции с одометром, а в 2017 году создала специальный Комитет по вторичному рынку, задача которого – развивать в нашей стране цивилизованный белый рынок автомобилей с пробегом. Возглавляет его вице-президент РОАД Денис Мигаль, который говорит, что перед организацией стоит несколько задач – отменить двойной НДС на подержанные автомобили при перепродаже юридическим лицам, внести графу «Пробег» в полис ОСАГО, и добиться принятия законопроекта, который принесет наказание за «скрутку» пробега. Последнее РОАД решили поделить на две части: наказание за скрутку как услугу и ответственность за занижение пробега. Первую часть в Госдуме, как сообщил Денис Мигаль, поддерживают, и сейчас Комитет готовится предложить свою инициативу, которая позволит запретить услугу по скручиванию пробега. Нарушение будет квалифицироваться по 159 статье «Мошенничество».
Фото: Aleksandr Schemlyaev/Russian Look; auremar/Fotolia.com; Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl