Молодой папа. Почему мужчин надо учить родительству
Если проанализировать, сколько качественного времени в день отцы инвестируют в своих детей, то получается, что в Китае это 55 минут, в США — 42 минуты, а в России — 6 минут. Ситуация печальная, но и есть хорошие новости — около 60% российских мужчин испытывают тревогу по этому поводу. Они хотят быть хорошими отцами, проблема в том, что они просто этого не умеют.
Я сижу и изучаю результаты исследования ФОМ, которое называется ФОМнибус. Его делали по заказу Фонда «Отцовство» и презентовали в апреле 2017 года. Удивительное исследование, называется «Отцовство: тренды общественного мнения». Как же относится общество к роли отца в жизни семьи? Ну вот, например, вопрос: «Как вы думаете, кто должен больше заниматься воспитанием детей: муж, жена или оба в равной мере?». 88% считают, что оба в равной мере. Чудесно, двигаемся дальше. Такой вот вопрос: «Предположим, кто-то из ваших родственников или знакомых, став отцом, принял решение взять отпуск по уходу за ребенком. Как бы вы к этому отнеслись?». И 82% относятся положительно. Или вот опрос про тревогу о детях, про заботу о них. Выясняется, что 60% мужчин и 74% женщин часто беспокоятся о детях и внуках. По данным European Social Survey (Round 3), 83% российских мужчин считают, что общество осуждает добровольный отказ от отцовства. И так далее, и тому подобное. Картинка получается чудесная, радужная.
А вместе с этим реальная ситуация несколько иная. Например, в декретный отпуск на самом деле, по факту, ходят только 2% отцов. Это уже из другого исследования, оно называется «Вовлеченное отцовство в современной России: стратегии участия в уходе за детьми». А вот интересные сведения из исследования «Алименты в России: анализ проблем и стратегия в интересах детей»: около 55% женщин после развода никогда не получали материальной поддержки от бывшего партнера, отца ребенка или детей. Причем 43% женщин вовсе не оформляют никаких отношений между собой и бывшим партнером в отношении содержания детей. Можно предположить, что это — следствие устоявшегося мнения о бесполезности такого шага. Мол, что толку будоражить суды, если все равно не заплатит. И не платит ведь. И, заметьте, медианное значение размера алиментных выплат составляет всего 12 500 рублей в месяц, это совсем не много. И вместе с этим в суды в 2011 году поступило 365 111 дел о расторжении браков супругов, имеющих детей, и, одновременно, 320 589 дел о взыскании алиментов! То есть, 87% расторжений браков происходит с истребованием алиментов в судебном порядке. Фактически, платит каждый 9-ый.
Как сочетаются цифры из первого абзаца со вторым? А очень просто. В нашей стране до сих пор существует мнение, что заниматься детьми — «не мужское дело». То есть, настоящий мужчина должен иметь детей, но не должен уделять им время. Если проанализировать, сколько качественного времени в день отцы инвестируют в своих детей, то получается, что в Китае это 55 минут, в США — 42 минуты, а в России — 6 минут. Такой драматический результат — следствие напряженных отношений мужчин со своими детьми. Свою роль в нем играют такие культурные феномены как неравное разделение труда по дому, «засиживание на работе» среди мужчин, занимающих управленческие позиции, и не так давно возникшая у нас тревога богатых отцов по поводу управления их капиталом детьми. Известный австралийский социолог Рейвин Коннелл исследовала распространенную в наше время отстраненность отцов от воспитания