Осторожно, велосипед!
Растет популярность велотранспорта — больше становится и аварий с участием «двухколесных». Какие правила должны соблюдать велосипедисты и чего надо бояться водителям автомобилей?
Велосипедистов на дорогах России все больше и больше, летом – так и подавно. Власти наших городов всячески поощряют «педальных» – и не только в Москве. Инфраструктура для велосипедистов в крупных городах России тоже стремительно развивается и неприхотливый транспорт становится все популярнее. Этому всячески способствуют и власти, и бизнес.
Чиновники придумывают всевозможные сервисы: в Москве уже работает аж 530 станций велопроката, на которых стоят 5 120 велосипедов. Каждый из них используется разными людьми более шести раз в день, а количество поездок по Москве только прокатных велосипедов достигло в прошлом году 4,25 млн! В нынешнем же году оно точно перевалит и за 5 млн. К прокатным «колесам» добавляются велосипеды служб доставки – бум развития сервисов доставки еды.
Но всплеск народной любви к велосипедам грозит таким же всплеском неприятностей как для самих велосипедистов, так и для водителей автомобилей. Простая логика – чем больше велосипедистов, тем больше аварий с их участием.
По данным ГИБДД, в апреле 2019 года число аварий, связанных с наездом на велосипедистов, в большинстве регионов России значительно выросло по сравнению с апрелем 2018. В Москве – на 57%, в Санкт-Петербурге – на 47%. Аналогично увеличилось и число аварий, в которых велосипедисты пострадали.
Водитель всегда неправ?
Действующие в РФ законы обязывают «педальных» ездить по велополосе или дорожке, когда их нет – допустимо передвигаться по правому краю проезжей части. Если и такой возможности нет, то велосипеду место на обочине. В самом крайнем случае, а также если взрослый сопровождает юного велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка младше 7 лет в специальном сиденье, ему можно двигаться по тротуару или пешеходной дорожке. ПДД (пункт 24) запрещает велосипедистам поворачивать налево на многополосных дорогах или при наличии трамвайных путей. Также велосипедистам нельзя пересекать дорогу по «зебре», крутя педали. По переходу можно двигаться только спешившись.
Именно нарушения велосипедистами основных принципов соблюдения собственной безопасности и становится причиной многих аварий. Ехал по «зебре», вылетел под машину; поворачивал налево, врезался в автомобиль; несся по тротуару – столкнулся с машиной, заезжавшей во двор. Однако каждый раз, когда разбирается ДТП с участием автомобиля и велосипеда, вступает в действие пресловутый пункт ПДД 10.1.
Там сказано, что «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Этот коварный пункт правил может сделать водителя виноватым почти в любом ДТП с велосипедистом – и этим всегда пользуются опытные юристы, защищающие велосипедистов. Юристы же, защищающие водителей, рекомендуют автомобилистам быть внимательными при оформлении даже самого незначительного ДТП с «педальными».
Виновным в наезде на велосипедиста «светит» лишение прав на срок до двух лет и крупный штраф – и это если «педальный» не получил серьезных травм. Если же серьезные травмы есть (а к ним относится, например, перелом височной или скуловой кости), то водителю грозит уже уголовная ответственность и лишение свободы на несколько лет.
Что делать при ДТП с велосипедом?
В случае аварии с участием автомобиля и велосипеда никому ни в коем случае нельзя уезжать с места ДТП, даже если обоим участникам кажется, что серьезных повреждений нет ни у людей, ни у техники. Представьте – водитель поверил оппоненту и уехал, а велосипедист потом обратится в травмпункт и там обнаружат серьезные повреждения, которые человек изначально не заметил из-за шокового состояния. В этой ситуации шансов оправдаться у водителя почти не останется.
При столкновении машины и велосипеда нужно обязательно вызвать и ГИБДД, и «Скорую». До приезда служб не забудьте выставить знак аварийной остановки и тщательно сфотографировать место аварии. Если авария записана у водителя на видеорегистратор, ему не стоит спешить показывать запись полиции. Вдруг картинка однозначно демонстрирует его вину, а он этого не понимает? Чаще всего стоит ограничиться кратким письменным объяснением и ждать разбора в ГИБДД уже в более спокойной обстановке.
Знаки
Массовое увлечение велосипедами побудили правительство в конце прошлого года ввести новые знаки и особые зоны для движения велосипедов. В них скорость движения всех транспортных средств не должна быть более 20 км/ч, а велосипедисты могут двигаться по всей ширине проезжей части и при этом пользуются преимуществом перед автомобилями. Пешеходам же разрешается переходить проезжую часть в любом месте, а не только по «зебре» или у перекрестка. В местах пересечения велопешеходной дорожки с проезжей частью появятся совмещенные светофоры с изображением символов соответственно велосипеда и пешехода.
Фото: Sergey Kovalev, Komsomolskaya Pravda/Global Look Press; Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl