Опасный момент! Штрафной!
Введут ли ответственность за опасное вождение?
Недавно главный постовой страны Михаил Черников в одном из интервью заявил, что в его ведомстве определились с ответственностью за так называемое «опасное вождение». Тем самым он заметно всколыхнул медиапространство, а за ним и водительское сообщество. Спешим успокоить автовладельцев: генерал лишь напомнил – он не оставляет надежду на то, что в скором времени депутаты все же определятся с санкцией за это нарушение. Давайте-ка вспомним историю вопроса.
Что такое опасное вождение?
Понятие «опасное вождение» появилось в российских Правилах дорожного движения 2,5 года назад с подачи тогдашнего первого вице-премьера Игоря Шувалова. Оно выражается в «неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Под громоздкой формулировкой кроется простая суть. Для признания поведения водителя опасным нужно соблюдение двух признаков: неоднократность нарушений в течение ограниченного периода времени и находящееся с ней в причинно-следственной связи создание опасности для движения.
ПДД для наказания – мало
Для того, чтобы наказывать за плохие манеры на дороге, одного лишь определения в ПДД недостаточно. Надо бы еще дополнить КоАП РФ соответствующим составом правонарушения и, как вы догадались, санкцией.
Законопроект был подготовлен Правительством и внесен в Государственную Думу в том же – 2016-м – году. Документ предусматривает наказание для агрессивных водителей в виде штрафа в размере 5000 рублей. Проект был рассмотрен депутатами в первом чтении, но потом лег «под сукно». Дума прежнего созыва так его и не приняла, а у новых народных избранников, видимо, нашлись дела поважнее. Да и стоит ли торопиться?
По нашему мнению – нет! Это не означает, что проблемы не существует. Действенный инструмент для обуздания «мажоров» и просто дорожных хамов необходим. Вот только решение сугубо регулятивными мерами едва ли приведет к успеху. Ведь, несмотря на непрекращающуюся дискуссию, даже дорожная полиция не может вразумительно сказать, как именно фиксировать и рассматривать это правонарушение.
Во-первых, для того, чтобы предъявить нарушителю его вызывающее поведение, нужно запастись необходимыми доказательствами. А как их получить, если процесс должен быть зафиксирован в динамике? Выходит, чтобы засвидетельствовать неоднократность нарушений и создаваемую ими опасность для других, придется повторять действия нарушителя.
Второе, и, пожалуй, главное: определение опасного вождения почти полностью состоит из оценочных понятий, которые разными участниками движения могут толковаться по-разному. Одному показалась дистанция маленькой, другому нормальной, один счел торможение неоправданно резким, другой всегда так останавливается.
Наконец, есть и формальное замечание: зачем запрещать совокупность неоднократных действий, если каждое из них по-отдельности уже запрещено ПДД, а для нарушителей в КоАП предусмотрены необходимые санкции? Быть может, достаточно просто начать наказывать водителей за те же «шашки», «подрезания», резкие маневры и прочие характерные для такой манеры вождения действия?
Увы, нормотворцы не захотели прислушаться к голосу разума и пошли на поводу у так называемых «экспертов», кивающих в сторону западных стран, где за агрессивное поведение действительно наказывают строго по одному только слову полицейского. Но что-то подсказывает, что не доросли мы еще до той степени доверия представителю власти, чтобы проецировать зарубежный опыт на российские реалии.
Антинародный инспектор
Фиксировать опасное вождение может помочь другой законопроект, который тоже прошел первое чтение в Госдуме и на этом остановился. Речь об инициативе российского Правительства придать правовой статус так называемому «народному инспектору» – приложению для смартфонов и прочих мобильных устройств, которое позволит гражданам, зарегистрировнным на портале государственных и муниципальных услуг (это нужно для идентификации личности), фиксировать на свои гаджеты нарушения, допущенные другими участниками движения, и направлять их в компетентные органы для рассмотрения и рассылки нарушителям «писем счастья». Даже если вынести за скобки моральную сторону подобного «стукачества», обсуждаемую в этом контексте чаще всего, для реализации идеи потребуются колоссальные деньги. Необходимо создать целую инфраструктуру для обработки пришедших сообщений, нанять людей, которые будут рассматривать весь этот вал, и, наконец, обеспечить справедливость принимаемых решений. Уверенности, что все это удастся, нет ни у депутатов, ни у исполнительной власти. Не потому ли законопроект буксует?
Фото: Екатерина Квашенкина; tostphoto/Fotolia.com; Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl