Введут ли ответственность за опасное вождение?

АвтоМирАвто

Опасный момент! Штрафной!

Введут ли ответственность за опасное вождение?

Алексей Лучников

Недавно главный постовой страны Михаил Черников в одном из интервью заявил, что в его ведомстве определились с ответственностью за так называемое «опасное вождение». Тем самым он заметно всколыхнул медиапространство, а за ним и водительское сообщество. Спешим успокоить автовладельцев: генерал лишь напомнил – он не оставляет надежду на то, что в скором времени депутаты все же определятся с санкцией за это нарушение. Давайте-ка вспомним историю вопроса.

Что такое опасное вождение?

Понятие «опасное вождение» появилось в российских Правилах дорожного движения 2,5 года назад с подачи тогдашнего первого вице-премьера Игоря Шувалова. Оно выражается в «неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Под громоздкой формулировкой кроется простая суть. Для признания поведения водителя опасным нужно соблюдение двух признаков: неоднократность нарушений в течение ограниченного периода времени и находящееся с ней в причинно-следственной связи создание опасности для движения.

ПДД для наказания – мало

Для того, чтобы наказывать за плохие манеры на дороге, одного лишь определения в ПДД недостаточно. Надо бы еще дополнить КоАП РФ соответствующим составом правонарушения и, как вы догадались, санкцией.

Законопроект был подготовлен Правительством и внесен в Государственную Думу в том же – 2016-м – году. Документ предусматривает наказание для агрессивных водителей в виде штрафа в размере 5000 рублей. Проект был рассмотрен депутатами в первом чтении, но потом лег «под сукно». Дума прежнего созыва так его и не приняла, а у новых народных избранников, видимо, нашлись дела поважнее. Да и стоит ли торопиться?

По нашему мнению – нет! Это не означает, что проблемы не существует. Действенный инструмент для обуздания «мажоров» и просто дорожных хамов необходим. Вот только решение сугубо регулятивными мерами едва ли приведет к успеху. Ведь, несмотря на непрекращающуюся дискуссию, даже дорожная полиция не может вразумительно сказать, как именно фиксировать и рассматривать это правонарушение.

Во-первых, для того, чтобы предъявить нарушителю его вызывающее поведение, нужно запастись необходимыми доказательствами. А как их получить, если процесс должен быть зафиксирован в динамике? Выходит, чтобы засвидетельствовать неоднократность нарушений и создаваемую ими опасность для других, придется повторять действия нарушителя.

Второе, и, пожалуй, главное: определение опасного вождения почти полностью состоит из оценочных понятий, которые разными участниками движения могут толковаться по-разному. Одному показалась дистанция маленькой, другому нормальной, один счел торможение неоправданно резким, другой всегда так останавливается.

Наконец, есть и формальное замечание: зачем запрещать совокупность неоднократных действий, если каждое из них по-отдельности уже запрещено ПДД, а для нарушителей в КоАП предусмотрены необходимые санкции? Быть может, достаточно просто начать наказывать водителей за те же «шашки», «подрезания», резкие маневры и прочие характерные для такой манеры вождения действия?

Увы, нормотворцы не захотели прислушаться к голосу разума и пошли на поводу у так называемых «экспертов», кивающих в сторону западных стран, где за агрессивное поведение действительно наказывают строго по одному только слову полицейского. Но что-то подсказывает, что не доросли мы еще до той степени доверия представителю власти, чтобы проецировать зарубежный опыт на российские реалии.

Антинародный инспектор

Фиксировать опасное вождение может помочь другой законопроект, который тоже прошел первое чтение в Госдуме и на этом остановился. Речь об инициативе российского Правительства придать правовой статус так называемому «народному инспектору» – приложению для смартфонов и прочих мобильных устройств, которое позволит гражданам, зарегистрировнным на портале государственных и муниципальных услуг (это нужно для идентификации личности), фиксировать на свои гаджеты нарушения, допущенные другими участниками движения, и направлять их в компетентные органы для рассмотрения и рассылки нарушителям «писем счастья». Даже если вынести за скобки моральную сторону подобного «стукачества», обсуждаемую в этом контексте чаще всего, для реализации идеи потребуются колоссальные деньги. Необходимо создать целую инфраструктуру для обработки пришедших сообщений, нанять людей, которые будут рассматривать весь этот вал, и, наконец, обеспечить справедливость принимаемых решений. Уверенности, что все это удастся, нет ни у депутатов, ни у исполнительной власти. Не потому ли законопроект буксует?

Фото: Екатерина Квашенкина; tostphoto/Fotolia.com; Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Защитное снаряжение Защитное снаряжение

Универсал повышенной проходимости Audi A6 allroad quattro сменил поколение

АвтоМир
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Бэтмен против Супермена Бэтмен против Супермена

Tank 700 двойного действия

Автопилот
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Как дети, честное слово Как дети, честное слово

Как изобретали детство: когда появились детские игрушки, одежда и литература

Вокруг света
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Открыть в приложении