Введут ли ответственность за опасное вождение?

АвтоМирАвто

Опасный момент! Штрафной!

Введут ли ответственность за опасное вождение?

Алексей Лучников

Недавно главный постовой страны Михаил Черников в одном из интервью заявил, что в его ведомстве определились с ответственностью за так называемое «опасное вождение». Тем самым он заметно всколыхнул медиапространство, а за ним и водительское сообщество. Спешим успокоить автовладельцев: генерал лишь напомнил – он не оставляет надежду на то, что в скором времени депутаты все же определятся с санкцией за это нарушение. Давайте-ка вспомним историю вопроса.

Что такое опасное вождение?

Понятие «опасное вождение» появилось в российских Правилах дорожного движения 2,5 года назад с подачи тогдашнего первого вице-премьера Игоря Шувалова. Оно выражается в «неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Под громоздкой формулировкой кроется простая суть. Для признания поведения водителя опасным нужно соблюдение двух признаков: неоднократность нарушений в течение ограниченного периода времени и находящееся с ней в причинно-следственной связи создание опасности для движения.

ПДД для наказания – мало

Для того, чтобы наказывать за плохие манеры на дороге, одного лишь определения в ПДД недостаточно. Надо бы еще дополнить КоАП РФ соответствующим составом правонарушения и, как вы догадались, санкцией.

Законопроект был подготовлен Правительством и внесен в Государственную Думу в том же – 2016-м – году. Документ предусматривает наказание для агрессивных водителей в виде штрафа в размере 5000 рублей. Проект был рассмотрен депутатами в первом чтении, но потом лег «под сукно». Дума прежнего созыва так его и не приняла, а у новых народных избранников, видимо, нашлись дела поважнее. Да и стоит ли торопиться?

По нашему мнению – нет! Это не означает, что проблемы не существует. Действенный инструмент для обуздания «мажоров» и просто дорожных хамов необходим. Вот только решение сугубо регулятивными мерами едва ли приведет к успеху. Ведь, несмотря на непрекращающуюся дискуссию, даже дорожная полиция не может вразумительно сказать, как именно фиксировать и рассматривать это правонарушение.

Во-первых, для того, чтобы предъявить нарушителю его вызывающее поведение, нужно запастись необходимыми доказательствами. А как их получить, если процесс должен быть зафиксирован в динамике? Выходит, чтобы засвидетельствовать неоднократность нарушений и создаваемую ими опасность для других, придется повторять действия нарушителя.

Второе, и, пожалуй, главное: определение опасного вождения почти полностью состоит из оценочных понятий, которые разными участниками движения могут толковаться по-разному. Одному показалась дистанция маленькой, другому нормальной, один счел торможение неоправданно резким, другой всегда так останавливается.

Наконец, есть и формальное замечание: зачем запрещать совокупность неоднократных действий, если каждое из них по-отдельности уже запрещено ПДД, а для нарушителей в КоАП предусмотрены необходимые санкции? Быть может, достаточно просто начать наказывать водителей за те же «шашки», «подрезания», резкие маневры и прочие характерные для такой манеры вождения действия?

Увы, нормотворцы не захотели прислушаться к голосу разума и пошли на поводу у так называемых «экспертов», кивающих в сторону западных стран, где за агрессивное поведение действительно наказывают строго по одному только слову полицейского. Но что-то подсказывает, что не доросли мы еще до той степени доверия представителю власти, чтобы проецировать зарубежный опыт на российские реалии.

Антинародный инспектор

Фиксировать опасное вождение может помочь другой законопроект, который тоже прошел первое чтение в Госдуме и на этом остановился. Речь об инициативе российского Правительства придать правовой статус так называемому «народному инспектору» – приложению для смартфонов и прочих мобильных устройств, которое позволит гражданам, зарегистрировнным на портале государственных и муниципальных услуг (это нужно для идентификации личности), фиксировать на свои гаджеты нарушения, допущенные другими участниками движения, и направлять их в компетентные органы для рассмотрения и рассылки нарушителям «писем счастья». Даже если вынести за скобки моральную сторону подобного «стукачества», обсуждаемую в этом контексте чаще всего, для реализации идеи потребуются колоссальные деньги. Необходимо создать целую инфраструктуру для обработки пришедших сообщений, нанять людей, которые будут рассматривать весь этот вал, и, наконец, обеспечить справедливость принимаемых решений. Уверенности, что все это удастся, нет ни у депутатов, ни у исполнительной власти. Не потому ли законопроект буксует?

Фото: Екатерина Квашенкина; tostphoto/Fotolia.com; Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Полиция хочет тихо обеспечить себе возможность ловить больше нетрезвых водителей

АвтоМир
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
3,5 тонны роскоши 3,5 тонны роскоши

Китайский внедорожник TANK 700 очень большой, очень тихий и очень мощный

ТехИнсайдер
Беспроигрышное вложение Беспроигрышное вложение

Что может сработать на национальную идею о многодетности?

Ведомости
Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена» Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена»

То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит!

Коллекция. Караван историй
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос

Мы привыкли считать, что делаем осознанный выбор, но так ли это на самом деле?

Inc.
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Colossal возродит новозеландских моа Colossal возродит новозеландских моа

Colossal Biosciences заявила о планах возродить новозеландских моа

N+1
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными

Суд признал права франчайзи продавать не только товары франчайзера

Forbes
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма

Россияне открывают Алтай и Калининград... но не везде к этому готовы

Maxim
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
На египетской картине нашли библейский синий На египетской картине нашли библейский синий

Из чего древние египтяне делали редкую краску — библейский синий

N+1
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Великий миф о поливитаминах: как таблетки могут нанести вред вашей иммунной системе Великий миф о поливитаминах: как таблетки могут нанести вред вашей иммунной системе

Ошибочное мнение о витаминах, повышающих иммунитет

ТехИнсайдер
Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы

Возрастные инфлюенсеры, контент которых смотрят зумеры

Forbes
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Мировой экономике становится все хуже Мировой экономике становится все хуже

Почему мировая экономика продолжает замедляться

Монокль
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Открыть в приложении