Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМирОбщество

Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

Текст Алексей Лучников

Недавно была ужесточена ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Причем уголовная – по статье 264 УК РФ. В результате, если здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, «потолок» ответственности достигает 4 лет лишения свободы. Если человек погиб, виновника могут лишить свободы на срок до 7 лет, если жертв две и более – до 9 лет. Для трезвого и оставшегося на месте аварии водителя предельные сроки лишения свободы при тех же последствиях короче на 2 года и составляют 2, 5 и 7 лет соответственно. Логика в этом решении, безусловно, есть. Учитывая повышенную ответственность для пьяных водителей, оставление места ДТП давало им возможность избежать более сурового наказания, ведь постфактум доказать наличие в организме запрещенных веществ невозможно. Теперь же бегство фактически приравняли к совершению ДТП в состоянии опьянения. Напомним также, что наказывают за оставление любого ДТП, в том числе и без пострадавших. В этом случае ответственность наступает по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ, причем отнюдь не символическая: лишение права управления на срок от одного до полутора лет либо административный арест до 15 суток. Как видим, законодатель настроен довольно серьезно к тем, кто не желает или боится понести заслуженную кару. Однако случается и так, что водителя записывают в число беглецов по ошибке или по его собственному недомыслию. Поэтому ниже о том, что же такое «оставление места ДТП».

Надо помнить, что «европротокол» работает при соблюдении трех условий: в ДТП участвовали только две машины, отсутствуют пострадавшие и имуществу третьих лиц не нанесен ущерб, а у обоих водителей есть полисы ОСАГО. Во всех иных случаях документы должна оформить полиция

Сбежал или нет?

Законодательство это понятие не конкретизирует. Однако судебная практика свидетельствует о том, что таковым можно считать не только ситуацию, когда водитель, не останавливаясь, покидает место аварии, но и, бросив машину, просто уходит или убегает. Случалось, что покинувшим место ДТП признавали молодую маму, которая в ожидании экипажа ДПС повела своего ребенка домой, который оказался буквально в паре кварталов, а потом пешком же вернулась, даже не думая никуда скрываться. Однако суд расценил это как способ избежать ответственности. Поэтому, как минимум, без договоренности с другим участником аварии уходить, а тем более уезжать с места не следует. Еще одна распространенная ситуация заключается в том, что водитель отъезжает от места столкновения на некоторое расстояние. Просто из-за того, что на осознание контакта и безопасную остановку требуется время. А где время, там и расстояние. По факту это могут быть буквально 200-300 метров, но и в подобных случаях водителя тоже могут обвинить в том, что он нарушил Правила дорожного движения, не остановившись непосредственно на месте. Как правило, чем тяжелее последствия, тем выше шанс, что отсутствие машины непосредственно в месте ДТП будет расценено как его оставление. Справедливости ради надо отметить, что и в этом «перегибе» есть определенный смысл, ведь некоторые, чувствуя за собой вину, пользуются ситуацией, чтобы максимально усложнить объективный разбор происшествия и поиск виновника. Отъехав подальше, можно попытаться «запутать следы». Наконец, еще одна типичная ситуация связана с тем, что водитель просто не замечает, что кого-то зацепил. Чаще это происходит в результате маневрирования на парковках и в тесных дворах. Тогда в полицию заявляет владелец пострадавшей машины или просто неравнодушные свидетели.

Власти решили ужесточить наказание для тех, кто совершил аварию в нетрезвом виде и покинул место ДТП

Внимание, внимание!

Как же поступить, чтобы избежать необоснованного наказания? Тем более, что с недавних пор право оставлять место аварии было закреплено законодательно: сначала в законе об ОСАГО, а потом и в Правилах дорожного движения. Речь о так называемом «европротоколе», который позволяет оформить необходимые документы о ДТП не вызывая сотрудников полиции и, следовательно, не спрашивать их разрешения, чтобы оставить место аварии. Кроме того, иногда сами сотрудники ГИБДД предлагают водителям подъехать в подразделение для документирования происшествия.

Впрочем, бывает, что водители в силу тех или иных причин принимают решение вообще не документировать инцидент и разъезжаются каждый по своим делам. Вот тут надо обезопасить себя от того, что другой участник ДТП передумает и все же обратится в полицию. Поэтому, прежде чем разъезжаться, надо составить в двух экземплярах расписку о том, что стороны никаких претензий друг к другу не имеют и покидают место аварии по обоюдной договоренности. Закон этого не запрещает. А вот если этого не сделать, можно будет и пожалеть потом.

Законодательно не запрещено летом использовать зимние покрышки. Но помните – это может привести к аварии

Поворотный момент

Настало лето, но многие автомобилисты по-прежнему продолжают ездить на зимних шинах. По всей видимости, со снижением уровня комфорта, лишней тратой топлива и повышенным износом покрышек – это всем известные минусы – они смирились. А вот юридический аспект очевиден не всем. Спешим успокоить: никаких правовых последствий сам факт эксплуатация зимних шин летом не влечет. Справедливости ради, есть ограничения по использованию шипованных колес в течение трех летних месяцев. Они установлены техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Однако ответственности за несоблюдение этих требований законодательством не предусмотрено. В то же время если шины установлены не комплектом, может появиться повод для штрафа. Например, когда на одной оси стоят «шиповки», а на другой «липучки». Разные по сезонности, размерности или конструкции колеса справа и слева тоже вызовут обоснованные претензии сотрудника полиции. Штраф невелик – 500 рублей. Но гораздо важнее, что несезонная «обувь» может привести к аварии, ведь сцепные свойства зимней шины на горячем асфальте заметно хуже. Неодинаковые колеса только усугубят ситуацию: разность коэффициентов сцепления повышает риск потери управляемости.

Фото: Ведяшкин Сергей, Мобильный репортер/Агентство городских новостей «Москва»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт! Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт!

Компактный, комфортный, надёжный, относительно простой и недорогой

4x4 Club
Эти люди снимают самые крутые клипы в России Эти люди снимают самые крутые клипы в России

Знакомимся с лучшими режиссерами музыкальных видео

GQ
Путин внепланово приехал в Иркутскую область из-за паводков Путин внепланово приехал в Иркутскую область из-за паводков

Владимир Путин прибыл в Иркутскую область, где объявлен режим ЧП

Forbes
Левые взгляды Левые взгляды

Измена всегда серьезный риск для отношений

Добрые советы
Деревенский Пантеон Деревенский Пантеон

Как Алферьево стало скульптурным феноменом

Огонёк
Боржоми, коровы и перевалы. Тест-драйв Jeep Wrangler в Грузии Боржоми, коровы и перевалы. Тест-драйв Jeep Wrangler в Грузии

Как ведет себя на сменяющихся пейзажах Грузии новый Jeep Wrangler

РБК
Экспресс-обзор: 7 удивительных поездов Экспресс-обзор: 7 удивительных поездов

Добраться из пункта А в пункт Б можно разными способами

Вокруг света
Редкая птица Редкая птица

Паулина Андреева — из тех актрис, кто не стремится к бешеной популярности

Glamour
«Саша боится»: особняк Яны Рудковской атаковали потусторонние силы «Саша боится»: особняк Яны Рудковской атаковали потусторонние силы

Яна Рудковская пожаловалась, что потусторонние силы пугают ее сына Сашу

Cosmopolitan
Как понадстроить Россию Как понадстроить Россию

В советское время небоскребы были верной приметой «загнивающего Запада»

Огонёк
О чем вам стоит знать, прежде чем резко менять работу О чем вам стоит знать, прежде чем резко менять работу

Полезно узнать истории тех, кто отважился на перемены

Psychologies
Правда о Синдбаде-мореходе Правда о Синдбаде-мореходе

Как арабы стали мореплавателями, в точности неизвестно

Наука и жизнь
Возвращение по-итальянски Возвращение по-итальянски

После санкционного удара итальянский бизнес восстанавливает позиции в России

Эксперт
«Тинькофф» запустил голосового помощника со вспыльчивым характером «Тинькофф» запустил голосового помощника со вспыльчивым характером

«Тинькофф» запустил в эксплуатацию голосового помощника по имени «Олег»

Forbes
Как пионер экологичной моды Кэтрин Хэмнетт пытается изменить мир Как пионер экологичной моды Кэтрин Хэмнетт пытается изменить мир

Британский дизайнер рассказывает о своих методах борьбы за экологию

Vogue
Немецкие ученые опровергли миф о скупости богатых Немецкие ученые опровергли миф о скупости богатых

Новое исследование опровергает представление о скупости богатых людей

Forbes
Этика и синтетика Этика и синтетика

Звезда электропопа Sophie разрушает границы и стереотипы

Vogue
Жертвы торговых войн: почему американские акции могут упасть Жертвы торговых войн: почему американские акции могут упасть

Протекционизм и торговые войны могут обрушить котировки глобальных лидеров

Forbes
«Обсуждали каждый сантиметр каблука» «Обсуждали каждый сантиметр каблука»

Чиновникам нарисовали дресс-код

Огонёк

В издательстве «Эксмо» выходит «Убийство Командора»

Esquire
Задуманный в СССР, рожденный в России: МиГ-29К Задуманный в СССР, рожденный в России: МиГ-29К

В 1988 году состоялся первый полет первого палубного истребителя ОКБ МиГ

Популярная механика
Вербальное насилие: как ранят слова Вербальное насилие: как ранят слова

Насколько серьезны последствия психологического насилия

Psychologies
BMW M5 BMW M5

Феерический V8 не скупится на ощущения

Quattroruote
Главное с презентации Apple: «смерть» iTunes, темный режим в iOS 13, новый Mac Pro и многое другое Главное с презентации Apple: «смерть» iTunes, темный режим в iOS 13, новый Mac Pro и многое другое

Вместо iTunes теперь будет три отдельных приложения

Esquire

Take That решились собраться втроем, чтобы напомнить о себе и своих старых хитах

Playboy
8 неожиданных преимуществ поцелуев (мы сами никогда о них не знали) 8 неожиданных преимуществ поцелуев (мы сами никогда о них не знали)

Целоваться не только приятно, но и полезно!

Playboy
Как сделать видео из фотографий? Как сделать видео из фотографий?

Хотите быстро запилить крутую сториз для соцсетей? Подскажем несколько сервисов

CHIP
Кантемир Балагов: Кантемир Балагов:

В прокат выходит фильм «Дылда» — вторая работа Кантемира Балагова

Esquire
Гордон Рамзи Гордон Рамзи

Правила жизни британского шеф-повара Гордона Рамзи

Esquire
Музыка: Shortparis Музыка: Shortparis

Shortparis — ошеломляющий музыкальный коллектив, уничтожающий жанровые рамки

Собака.ru
Открыть в приложении