Право
Нумерология по-московски
В Москве начали эвакуировать машины, припаркованные без номеров
Инициативы столичных властей в очередной раз попали в поле зрения средств массовой информации. На этот раз резонанс вызвало принятие антитеррористической комиссией Москвы регламента эвакуации транспортных средств, размещенных на стоянке без государственных регистрационных знаков. Даже из названия органа, принявшего документ, становится ясна официальная подоплека такого решения: в припаркованном без номеров автомобиле видят террористическую угрозу, поскольку в нем может быть заложено взрывное устройство. Однако всерьез рассматривать этот аргумент мы не будем ввиду его очевидной надуманности. Не надо быть Нострадамусом для того, чтобы разглядеть истинный смысл такого решения.
Под прикрытием благой цели московские власти повышают рентабельность платных парковок. Даже когда цена парковки в пределах Бульварного кольца составляла 80 рублей в час, далеко не все работающие в центре могли себе позволить оставлять машину на весь день. Ну а после того, как стоимость подняли до 200 рублей, желающих и вовсе остались единицы. Правда, это не означает, что «офисный планктон» отказался от пользования машиной. На помощь пришла смекалка и хитрость. Кто-то облюбовал места в пока еще бесплатных дворах, кто-то изыскал возможность получить резидентное разрешение, кто-то справил документы инвалида – в общем, выкручивались, кто как смог. Те же, кому не хватило фантазии или денег, пошли по самому простому, лежащему на поверхности пути – начали снимать номера на время парковки. Цифры и буквы на номере – единственный законный способ идентификации как самого автомобиля, так и его владельца. Следовательно, если нет номера, то установить хозяина машины и наказать его за нарушение невозможно. Коммерсанты быстро сориентировались и в продаже появились специальные держатели для номеров, позволяющие быстро, без отвертки и саморезов ставить и снимать их.
Как ни странно, но из всех способов не платить за парковку, именно вариант со снятием номеров оказался самым законным. Дело в том, что ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит запрета на стоянку без регистрационных знаков. Начинать движение нельзя, а стоять можно. В этом есть определенная логика, ведь номера – это определенная гарантия того, что с машиной, участвующей в движении, все в порядке. К неподвижной машине такие требования не предъявляются. Она может быть неисправна или просто у владельца нет сейчас необходимости в ее эксплуатации, поэтому, чтобы не платить транспортный налог, на учет он ее не ставит. В конце концов, закон дает возможность пользоваться транспортным средством без номеров в течение 10 дней, отведенных на регистрацию после приобретения. Поскольку в ГИБДД постоянно случаются какие-то неурядицы – то бланки документов закончилась, то информационная система зависла, то еще что-то – многие вынуждены ездить без регистрационных знаков и дольше. В любом случае, поскольку запрета на стоянку без номеров нет, то не существует и ответственности за это. По факту же получается, что владельца все равно наказывают. Да, перемещение и услуги штрафстоянки в этом случае бесплатны, и никакого штрафа не предусмотрено. Но время и нервы, потраченные на прояснение судьбы имущества и его вызволение из «плена», тоже чего-то да стоят. Понятно, что в большинстве случаев это цена хитрости автовладельца, причем весьма невысокая по сравнению с сэкономленными на оплате парковки деньгами.
Только за первые две недели работы нового регламента в Москве было эвакуировано около 300 автомобилей без регистрационных знаков. Если эта практика будет продолжена, можно с довольно высокой долей уверенности утверждать, что этот способ обойти закон постепенно сойдет на нет. Выходит, поставленной цели столичные власти достигают. Правда, законность решения антитеррористической комиссии вызвала вопросы у ряда депутатов Госдумы, которые обратились в генеральную прокуратуру за правовой оценкой принятого ей регламента. Но даже если документ будет опротестован прокурорами, гарантии того, что беззаконие прекратится, никто не даст: примеров, когда московские чиновники действуют в своих интересах, не обращая внимание на федеральное законодательство, можно привести достаточно.
Задержание по закону
Исчерпывающий перечень случаев, когда транспортное средство может быть задержано с помещением на спецстоянку, можно найти в части 1 статьи 27.13 КоАП РФ. Чтобы не заставлять вас штудировать закон, напомним наиболее распространенные из них. Это езда без свидетельства о регистрации или технического паспорта на машину (не путать с паспортом транспортного средства), неисправности рулевого управления, тормозов или тягово-сцепного устройства (при наличии прицепа), отсутствие у водителя права управления транспортным средством соответствующей категории, нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, а также отказ пройти освидетельствование у медиков, парковка в запрещенных местах, в том числе под соответствующими знаками, превышение допустимых габаритных или весовых параметров. Но не забывайте, что задержание вовсе не обязательно заканчивается штрафстоянкой. Если у водителя есть возможность устранить причину задержания на месте – посадить за руль человека с правами, починить поломку, убрать припаркованную с нарушением машину и тому подобное, эвакуации не будет. Хотя штраф заплатить все равно придется.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl