Между этими автомобилями – 45 лет нашей истории

АвтоМирАвто

Экскурс в прошлое

Между этими автомобилями – 45 лет нашей истории. Первый универсал марки Lada, ВАЗ-2102, встретился со своим наследником – Vesta SW

Текст: Вадим Рощин; фото: Вячеслав Крылов

ВАЗ-2102, 1.2 МТ ,150 000 руб.; Lada Vesta SW, 1.8 МТ, 848 900 руб

Серьезно сравнивать автомобили, которые разделяет почти полвека эволюции дизайна и технологий – дело неблагодарное. Поэтому сей тест – больше экскурс в славное прошлое с оглядкой на успешное настоящее. Ведь Vesta не только всерьез и надолго расположилась среди лидеров российского рынка, она – одна из немногих моделей, у которой нынче есть модификация с кузовом универсал. А ВАЗ-2102, в свою очередь, стал одним из первых по-настоящему массовых «вагонов» в нашей стране.

Пенсионер

Тестовая «двойка» редкого серо-синего цвета выпущена в 1973 году, через два года после начала производства универсалов на заводе в Тольятти. Как и базовая машина, седан ВАЗ2101, универсал является копией Fiat 124, но уже пятидверной, известной под именем Familiare. Полным копированием здесь и не пахнет – в ходе адаптации к отечественным дорогам в конструкцию было внесено множество изменений. В частности, по результатам ходовых испытаний итальянских машин советские инженеры доработали подвеску и заменили задние дисковые тормоза барабанными. И не ошиблись – практика многолетней эксплуатации «копеек» и «двоек» в совершенно диких условиях показала, что запас прочности у первенцев «АвтоВАЗа» отличный. Универсалам вообще не везло – из-за того, что некоторое время это была самая вместительная из доступных частникам машин, многие 2102 нещадно перегружали.

Наш универсал тяжести больше не перевозит, ушел на заслуженный отдых. Выглядит «пенсионер» весьма бодро, но до лоска машин с какойнибудь ретро-выставки ему далеко. Дело в том, что «двойка» не проходила реставрацию, а локальная подкраска сколов и вмятинок проводилась десятилетия назад. Зато техническая часть в отличном состоянии – автомобиль ездит каждый день и исправно возит своего владельца. Сохранность при этом впечатляет – почти все детали, установленные на автомобиль в далеком 1973 году, до сих пор на своих местах!

Артефакт из прошлого

Сейчас «двойка» привлекает не меньше внимания, чем 45 лет назад – на улицах современной Москвы машина выглядит артефактом из прошлого. Дело тут даже не в форме кузова – практически идентичных по виду «четверок» на дорогах еще много, но за них взгляд не цепляется. Секрет эффектности – в деталях и обилии хромированных элементов. При этом машина не выглядит аляповато, как некоторые современные модели, перегруженные «блестяшками». Более того, классический дизайн 2102 достоин эпитета «лаконичный». Узкие бамперы с только входившими в моду «клыками» (их наличие было обусловлено требованиями безопасности), характерное для машин первых партий круглое зеркало на изящной ножке, колпаки на штампованных дисках и конечно же ободки знакомых каждому с детства больших круглых фар – все это блестит и переливается на свету.

Задняя часть у 2102 отличается от кормы «копейки», что логично. Причем отличается она не только наличием пятой двери, но и декором. По центру «калитки» расположена массивная хромированная «птичка», в которой спрятан фонарь освещения номерного знака. Задняя оптика у универсала тоже своя, вертикальная. Как и на седане, разноцветный пластик имеет плохую привычку выгорать со временем. Еще одна особенность – изогнутая выхлопная труба, у 2101 она выведена ближе к центру автомобиля. А вот стеклоочистителя на пятой двери нет, он появился уже на поздних машинах.

В салоне «двойки» царит необыкновенный уют – будто бы тебе лет 8, начались летние каникулы, и дедушка вечером везет тебя на дачу, есть бабушкины блины. Сиденья с обивкой из коричневого кожзама очень мягкие и больше напоминают пружинный матрац. Передняя панель из черного пластика не отличается огромными размерами, как на современных машинах, что вкупе с плоскими обшивками дверей создает ощущение простора в салоне. Центральные элементы интерьера – огромный руль с тонким ободом и щиток приборов. Все просто, но при этом эффектно. И на удивление удобно! Рычаг четырехступенчатой «механики» прямо под правой рукой, вращать руль удобно несмотря на его диаметр, да и педальный узел расположен как надо. За климат в салоне отвечают «печка» и поворотные форточки в передних дверях. Отопитель греет от всей души, но вентилятор слишком уж шумит – на второй (и последней) скорости потока в салоне тяжело разговаривать. Управление – интуитивное, всего два «ползунка» в красивом хромированном окладе. А вот форточки – решение поистине гениальное. Они не только пропускают в салон свежий воздух, но и помогают этот поток эффективно направлять. Впору пожалеть, что на современных автомобилях подобные детали уже давно не применяются.

ВАЗ-210

  • 64 л.с.
  • 0-100 км/ч – 23,0 c

Важные цифры

* Цены варьируются в разных дилерских центрах

** Для Москвы, при минимальных повышающих коэффициентах

*** Полное покрытие, без франшизы, на примере одной страховой компании при максимальном возрасте и стаже водителя для ВАЗ-2105

Размеры/мм

Мнение

Андрей Колтун, журнал «АвтоМир»

Удивительно, но даже спустя почти полвека «двойка» остается вполне пригодной для ежедневной езды, что доказывает тестовый экземпляр. Вообще значение «копейки» и родственной ВАЗ2102 для нашей страны сложно переоценить. Это, конечно, не отечественный аналог Ford T, «поставивший США на колеса», но очень близко к нему.


Прогресс можно не только увидеть, но и пощупать, что доказывает Lada Vesta SW. По сути, с «двойкой» этот универсал роднит только тип кузова и фирменная вазовская ладья на решетке радиатора. Да и собирают «Весту» не в родном для марки Тольятти, а в Ижевске, где в советское время производили автомобили «Москвич» и «Иж». Но не все так просто – на самом деле общего у тестовых машин намного больше, чем кажется. Нужно просто присмотреться...

Как и 2102, Vesta SW является «вариацией на тему» появившегося ранее седана. Этот универсал мы тоже ждали, как ждали наши деды и отцы «двойку» в свое время. Еще бы, ведь в хозяйстве такой тип кузова использовать намного удобнее. К слову, объем багажного отделения у Vesta SW больше, чем у 2102 – 480 л против 345 л. А вот длина «трюма», высота проема и даже погрузочная высота у автомобилей схожи. Преемственность!

Есть у автомобилей и еще одно сходство – за их дизайн отвечали иностранцы. И если итальянцы создавали облик Fiat 124 прежде всего для себя, не особо рассчитывая на появление огромного количества «клонов» по всему миру, то британский «варяг» Стив Маттин сотворил Vesta именно для марки Lada. И преуспел – машина пришлась по вкусу покупателям несмотря на неоднозначно принятые публикой Х-образные выштамповки на бортах. А возможно, что сработало правило, заложенное в нашем менталитете еще во времена дебюта 2102, глаголящее о том, что «иностранное – значит хорошее». Но в любом случае выглядит Lada эффектно и в кузове универсал модель получилась едва ли не гармоничнее седана.

Наследственность

Современная мода требует наличия покатой крыши даже от универсалов, но тут уже ничего не поделаешь. Кроме того, на вместительности багажника и удобстве пассажиров второго ряда это обстоятельство не сказывается. Тем, кто расположился на «галерке» Vesta, безусловно удобнее, чем на заднем диване далекого предка. К их услугам не только разъем для зарядки гаджетов, но и невиданная по меркам 70-х опция – подогрев сидений! Доступна она, правда, только в топовых комплектациях «Весты». А места для коленей на удивление много, даже если водитель и передний пассажир оказались близкими родственниками Дяди Степы.

Вообще, если абстрагироваться от рынка, конкуренции и прочих скучных вещей и рассматривать Vesta SW как более-менее бюджетный автомобиль, то виден впечатляющий прогресс по сравнению с такими же бюджетными предшественниками. Понятно, что в вопросах оснащения «Весту» и «Жигули» разделяет пропасть, но даже по сравнению с прямым предком, Lada Priora, тестовый универсал выглядит машиной более высокого класса. Эффектный и самобытный дизайн, достойная мультимедийная система с камерой заднего вида, хорошая эргономика, системы безопасности – все при ней! И это не считая уже привычных всем приятных мелочей вроде подогрева лобового стекла, электростеклоподъемников, руля с клавишами управления «мультимедийкой» или круиз-контролем. Да, некоторые из этих опций доступны только для топового исполнения, но не всем же нужен «полный фарш», верно? От некоторых предложений можно отказаться, благо большой выбор комплектаций дает пространство для маневра.

Наследница

Что интересно – как и у 2102, салон «Весты» деталями не перегружен, но и «пустым» его не назовешь. За 45 лет «ползунки» управления отопителем превратились в шайбы, да экран небольшой для наглядности появился. Но все интуитивно понятно и удобно в использовании. Сама «печка» в Vesta в вопросе «дать жару» ничем не уступает «жигулевской», плюс подогрев сидений в Lada очень мощный. Включать его на максимум не хочется даже в сильные морозы. Щиток приборов тоже четко следует заветам предков – выглядит эффектно и читается неплохо. Вот только с оцифровкой шкал проблемы, зато смотрится оригинально. Руль не отзывается в руках зудом ностальгии, но приятен на ощупь и снабжен вышеупомянутыми клавишами.

И для «АвтоВАЗа», и для нашего автопрома в целом Lada Vesta стала знаковой моделью, появление которой ознаменовало начало новой эпохи в жизни предприятия. Это событие, конечно, не настолько значимо, как запуск производства, но крайне важно для российского автогиганта. Последнего, кстати, из советских автомобильных заводов, выпускающего легковые модели по сей день. Да и тестовая «двойка» – живее всех живых и вполне способна проездить еще 45 лет. И если на секунду представить, что у машин все-таки есть душа, то «двойка» наверняка радуется, глядя на свою наследницу – Lada Vesta SW.

Lada Vesta SW

  • 122 л.с.
  • 0-100 км/ч – 10,9 c

Важные цифры

* Цены варьируются в разных дилерских центрах

** Для Москвы, при минимальных повышающих коэффициентах

*** Полное покрытие, без франшизы, на примере одной страховой компании при максимальном возрасте и стаже водителя

Размеры/мм

Мнение

Илья Фишер, журнал «АвтоМир»

Lada Vesta – машина добротная, а в случае с универсалом еще и особо функциональная. Здесь и места для груза побольше и оснащение то же, что у седана, да и внешне SW выглядит ничуть не хуже четырехдверки. А учитывая катастрофический недостаток универсалов на рынке, такая модель вообще на вес золота.

Этот и другие тесты – в наших подкастах

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Никаких «Фокусов» Никаких «Фокусов»

Ford уходит из РФ со всей легковой линейкой. Чем это чревато для автовладельцев?

АвтоМир
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Хоумскулинг: кому он подходит и как выстроить режим Хоумскулинг: кому он подходит и как выстроить режим

Формат семейного обучения позволяет ребенку получать знания в своем темпе

Psychologies
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Hyundai I30 N. Один такой Hyundai I30 N. Один такой

Hyundai I30 N выходит на наш рынок в середине весны

АвтоМир
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм

Фильмы о людях, которые смогли примириться со своими психологическими травмами

Psychologies
Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие

Что делать, чтобы найти в себе силы жить дальше после пережитого насилия?

Psychologies
Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах

О положении вестиментифер и погонофор в системе животного царства

Наука и жизнь
Как быстро и компактно упаковать вещи: 7 советов стюардессы с 16-летним опытом Как быстро и компактно упаковать вещи: 7 советов стюардессы с 16-летним опытом

Советы бортпроводницы помогут ничего не забыть и обойтись минимумом вещей

ТехИнсайдер
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024 10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024

Какие мегаполисы стали центрами притяжения для самых богатых людей мира

Forbes
5 загадочных смертей великих русских писателей и поэтов 5 загадочных смертей великих русских писателей и поэтов

Истории из мира литературы, которые остаются неразгаданными и полными тайн

Maxim
«Очарованный принц». Что делать, если ребенок бессовестно льстит и манипулирует «Очарованный принц». Что делать, если ребенок бессовестно льстит и манипулирует

Как дети льстят и манипулируют, и что с этим делать

СНОБ
Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться

Почему люди в барах напиваются и пристают к гостям и как этого избежать

СНОБ
Развиваем позитивно Развиваем позитивно

Опыт внедрения концепции профилактики детского и подросткового неблагополучия

Позитивные изменения
Как одевается Марк Цукерберг: футболка Brunello Cucinelli, дубленка из мема и костюм I’m sorry Как одевается Марк Цукерберг: футболка Brunello Cucinelli, дубленка из мема и костюм I’m sorry

Как менялся стиль Марка Цукерберга и почему за его гардеробом следят мировые СМИ

СНОБ
10 автомобилей с самыми красивыми попами 10 автомобилей с самыми красивыми попами

За красивую попу автомобиля дизайнерам можно простить и некоторые оплошности

Maxim
Открыть в приложении