Автомобили без бензина, частных владельцев и даже водителей

АвтоМирАвто

Дорожный коммунизм к 2025 году?

Автомобили без бензина, частных владельцев и даже водителей – такое будущее рисуют россиянам эксперты. Насколько исполнимы подобные прогнозы?

Тимофей Исаев

RENAULT TWIZY. Сейчас в России официально продаются всего два электромобиля – это Renault Twizy и Kangoo Z.E. Но осенью к нам обещают привезти кроссовер Jaguar I-Pace

Крупнейшее консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовало доклад о влиянии современных технологий на рынок легковых автомобилей в России. Пока еще наша страна не может похвастаться засильем автомобильного транспорта нового поколения. За весь 2017 год в России было продано лишь 1142 электромобиля. А в Китае за то же время – более 1,2 млн. Это немногим меньше объема всего рынка новых легковушек в России.

С другим автомобильным хай-теком дело обстоит не лучше. Каршеринг – услуга кратковременной аренды автомобилей – в масштабах страны пребывает в зачаточном состоянии. В этой сфере задействовано лишь 40 тысяч автомобилей по всей России. Причем около половины из них (примерно 20 тыс.) сконцентрированы в Москве. На начальном этапе находится и процесс объединения автомобилей в единое информационное пространство – то есть создание схемы, при которой машины «общаются» с окружающей инфраструктурой и даже друг с другом. Ну, а говорить про полностью беспилотные транспортные средства пока и вовсе не приходится, хотя испытания таких автомобилей идут и у нас.

Почему Россия оказалась в положении отстающих? Эксперты PwC выделяют несколько причин. В первую очередь – отсутствие инфраструктуры, необходимой для автомобилей будущего, и достаточных мер господдержки.

JAGUAR I-PACE

Что нам обещают?

Если верить докладу PwC, то уже скоро высокие технологии изменят российский автомобильный рынок. Эксперты прогнозируют, что при господдержке, развитии инфраструктуры и адаптации батарей под наш климат, продажи электромобилей в РФ будут расти со среднегодовым темпом 43%, а в Москве – 64%. Тогда к 2025 году в нашей стране станет ежегодно продаваться не менее 19 500 электромобилей, а в Москве – не менее 3300 электромобилей. На них придется до 0,65% объема рынка.

Активное развитие получит и каршеринг, считают в PwC. Количество автомобилей, задействованных в сервисе, в столице достигнет 22 000 штук. Причем специалисты PwC уверены: москвичи так полюбят услугу, что начнут отказываться от личных автомобилей – их количество сократится на 2% или на 156 000 единиц. Получит импульс и развитие райдшеринга – услуги поиска попутчиков. А еще у нас появится гораздо больше автомобилей, способных «общаться» с инфраструктурой и между собой.

А что беспилотные автомобили? Сейчас к развитию таких технологий проявляет интерес не только бизнес, но и власти. Конечно, к 2025 году засилья таких машин на наших дорогах ждать не приходится, но чиновники обещают, что появятся как минимум необходимая инфраструктура и нормативно-правовая база.

Напрашивается вывод, что уже скоро нас ждет ситуация, когда часть автомобилей не будет находиться в собственности у водителей, машины будут коммуницировать с окружающими объектами, да еще и смогут передвигаться в беспилотном режиме. Автомобильный коммунизм?

RENAULT KANGOO Z.E.

Не дождемся...

Указанные в докладе тренды – общемировые, а не чисто российские. «Беспилотники», электромобили и каршеринг – это общее место для всех стран», – пояснил «АвтоМиру» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, разница в том, как все это реализуется в разных странах.

«За счет каршеринга, если брать по европейским или американским городам, прогнозируют гораздо более радикальные цифры. Скажем, немцы говорят, что количество автомобилей в городах Германии сократится в 3-4 раза, а не на 2%. У нас все пойдет гораздо медленнее, и не по техническим причинам, а по психологическим. Мы – автомобилисты первого поколения, в лучшем случае – второго. У нас все будет сокращаться не так, как в странах, где к личным автомобилям привыкли и они существуют уже больше сотни лет», – отмечает Блинкин.

Не поддерживает эксперт и предложение стимулировать покупку электромобилей, отмечая, что в наших условиях это – «утопия и социально неприемлемо». А вот наилучшие перспективы Блинкин видит в изменении существующих институций. Так, появление беспилотных автомобилей в каршеринге может действительно изменить облик городов так же, как это когда-то сделал массовый Ford Model T, вытеснивший конные экипажи. Но и здесь стоит понимать, что все трансформации в нашей стране будут проходить постепенно. Так что пока революция в автосфере отменяется.

Пересчет беспилотников

Экспериментов с беспилотным транспортом в России идет не так мало. Свой беспилотник недавно выкатила компания «Яндекс». Серьезно занимается разработкой такого транспорта КамАЗ, отдельные проекты есть у НАМИ, в Bakulin Motors Group создали беспилотник «Матрешка», рассчитанный на городские перевозки.

С чего начинался каршеринг

Первому в России каршерингу – московскому – уже 3 года. В столице работают разные компании-операторы, но правительство Москвы играет в развитии сервиса, пожалуй, ключевую роль. Собственно, каршеринг начал активно развиваться после того, как в конце 2015 года власти столицы утвердили парковочную льготу для таких машин. Оператор должен платить 20 000 рублей в год, чтобы наниматели автомобилей могли парковаться, не оплачивая стоянку из своего кармана. Также именно московское правительство разрабатывало стандарты для сервиса (круглосуточное предоставление услуг, колл-центр, ПО в свободном доступе) и требования к машинам (возраст не более года, специальная окраска, экологический класс не ниже четвертого).

Забавно, что среди пользователей каршеринга 90% – с высшим образованием. Вроде бы разобраться с тем, как все работает, не так уж сложно...

Фото: Владимир Артев/Burda Media; Renault; Jaguar Land Rover Limited; Киселев Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы; ФДА «Росавтодор»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дело техники Дело техники

Определен порядок внесения изменений в конструкцию автомобилей и мотоциклов

АвтоМир
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Скорость без звука Скорость без звука

Как устроены электрические байки Ducati V21L

ТехИнсайдер
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Где на Руси отдыхать хорошо Где на Руси отдыхать хорошо

Лучшие места в России по версии Men Today

Men Today
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Мальчик и дерево Мальчик и дерево

Как важно держаться корней в прямом и переносном смысле

Men Today
Открыть в приложении