Дело Карлоса Гона – громкое, но не первое в автопроме

АвтоМирАвто

Дело Карлоса Гона – громкое, но не первое в автопроме

19 ноября в Токио задержали экспрезидента и гендиректора Renault и Nissan Карлоса Гона. Топ-менеджера подозревают в занижении в отчетах суммы своего вознаграждения для уклонения от налогов. Его арест ставит под вопрос будущее альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, а заодно заставляет вспомнить о других «преступлениях века» в автомобильной отрасли

Никита Варенов

Занимая высокие посты в Renault и Nissan на протяжении последних 20 лет и даже успев поруководить советом директоров «АвтоВАЗа», Карлос Гон снискал репутацию жесткого менеджера – его заслугой считается вывод Renault из кризиса, а затем спасение от угрозы банкротства Nissan. В деловых кругах за бескомпромиссную позицию Гон получил прозвище «убийца расходов». Успех на корпоративном поприще позволил бразильцу ливанского происхождения стать самым высокооплачиваемым топ-менеджером Японии, причем речь шла только о доходах, полученных в этой стране, а Гон одновременно зарабатывал и в качестве руководителя Renault во Франции.

Карлос Гон снискал славу жесткого бизнесмена, во многом именно несгибаемый характер и помог ему вытянуть из кризиса Renault

Стремление получать больше, а тратить меньше сыграло с ним злую шутку. Гона обвиняют в фальсификации отчетов для Токийской фондовой биржи в течение пяти лет и занижении суммы собственного вознаграждения на $44 млн. Его подозревают и в использовании средств Nissan в личных целях, в частности – в покрытии убытков от неудачных личных инвестиций средствами компании.

После ареста прокуратура провела обыски в доме Карлоса Гона, удалось ли что-то обнаружить – пока не сообщается

Не только гон

В конце декабря 2018 года окружной суд Токио продлил Карлосу Гону арест по ходатайству прокуратуры – экс-глава Renault-Nissan останется под стражей как минимум до 1 января, а всего по сумме обвинений ему грозит до 10 лет тюрьмы. Со своими $44 млн предположительно скрытых доходов Гон войдет в историю громких судебных процессов автопрома как самый высокопоставленный топ-менеджер, но точно не как рекордсмен по сумме причиненного ущерба.

«Убийца расходов» останется под арестом как минимум до 11 января

Карлос Гон – не первый глава автобренда, оказавшийся за решеткой, хотя, безусловно, самый титулованный. Целая череда арестов топ-менеджеров VW Group в рамках расследования «Дизельгейта» в июне текущего года завершилась арестом главы марки Audi Руперта Штадлера. Ему предъявлены обвинения в сокрытии доказательств и препятствованию расследованию дела о занижении показателей выхлопов дизельных двигателей концерна.

Арест Карлоса Гона стал самым громким скандалом прошлого года

В 2017 году по схожим обвинениям бывшего исполнительного директора марки Volkswagen в США Оливера Шмидта приговорили к семи годам тюрьмы и штрафу в $400 000. Еще одним узником «Дизельгейта» до него стал бывший член правления Porsche Вольфганг Хац.

Скандалы в автопроме последних лет поражают масштабностью, однако в истории отрасли их нельзя назвать уникальными. Мошенничество при продаже автомобилей возникло практически сразу с их появлением. Эд Пеннингтон и Джон Айзенхут, Уолтер Фриман и Уильям Шаум, Билли Китто и Дик Фишбек – забытые имена американских проходимцев, колесивших из штата в штат в начале XX века с целью сбора с простаков предоплаты за автомобили, которые никто и не думал производить и продавать.

Российская дореволюционная история знает собственный пример неудачного государственно-частного партнерства. За год до февраля 1917-го указом императора Николая II были учреждены сразу пять автомобильных заводов: АМО («Товарищество Кузнецов, Рябушинский и Ко») в Москве, «Руссо-Балт» в Филях, «Ак-сай» в Нахичевани на Дону, АО воздухоплавания «В.А. Лебедева» в Ярославле и АО «Русский Рено» в Рыбинске. От каждого предприятия государство ожидало выпуска 1500 автомобилей, а в их разработку вложили астрономическую по тем временам сумму – 137 млн рублей. Надо ли говорить, что через год ни заводов, ни их управленцев не обнаружилось нигде, кроме Москвы – война и революция списали все.

Японское информационное агентство Kyodo сообщает, что сотрудникам Nissan запрещено любое общение с арестантом или его адвокатами

Афера века

В Советском Союзе автомобиль был признаком социального статуса. Это позволило наиболее предприимчивым гражданам хорошо заработать на вожделенной мечте миллионов. В 1989 году член-корреспондент Российской академии наук Борис Березовский основал компанию «ЛогоВАЗ», занимавшуюся продажей автомобилей Волжского автозавода по схеме консигнации и реэкспорта. На экспорт уходило до половины продукции «АвтоВАЗа», при этом автомобили, стоившие на внутреннем рынке до $5000, за рубеж продавались ниже себестоимости, по $1700 с рассрочкой оплаты на срок до пяти лет. Березовский стал автором авантюрной схемы реэкспорта, по которой продукция завода на самом деле не покидала страны, однако считалась проданной за рубеж и выкупленной обратно для продажи на внутреннем рынке. Что характерно, предприниматель не заплатил заводу даже за проданные автомобили – в начале 1990-х годов сотрудничество прекратилось по причине многомиллионных долгов «ЛогоВАЗа» перед поставщиком. Это не помешало Борису Березовскому снова заработать на желающих купить автомобиль. В 1993 году он учредил ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс».

Фото: Christophe Morin/imago stock&people/Global Look Press; Андрей Холмов/ТАСС; Uli Deck/dpa/Global Look Press; Rodrigo Reyes Marin/ZUMAPRESS.com/Global Look Press; Renault

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стоп! Снято! Стоп! Снято!

Рассказываем о самых интересных премьерах автосалона в Лос-Анджелесе

АвтоМир
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
«Мой друг Лапшин»: шепоты и крики «Мой друг Лапшин»: шепоты и крики

Новый спектакль соткан из мучительных интонаций и горестных предчувствий

Ведомости
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Кофе, яблоки, алыча Кофе, яблоки, алыча

Дина Рубина — мастерица передавать в тексте вкусы, текстуры и запахи

Seasons of life
«Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов «Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов

Зачем девелоперам личные блоги и wellness-мероприятия?

Inc.
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Природная палитра Природная палитра

Интерьер ванной комнаты выдержан в спокойной природной гамме

Идеи Вашего Дома
От нефтеотдачи к суверенитету От нефтеотдачи к суверенитету

Как в нефтегазовой отрасли сформировать независимую производственную систему

Ведомости
Мария Мельникова: «Любовь всегда во взгляде» Мария Мельникова: «Любовь всегда во взгляде»

Почему танцовщица Мария Мельникова решила жить в ритме самбы

VOICE
Мадина Байболова Мадина Байболова

Казахстанский стендап-комик из Павлодара, генеральный продюсер Stand Up Astana

Правила жизни
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Вокруг Байкала Вокруг Байкала

Мы обошли наводненные туристами места, чтобы увидеть дикий Байкал

Отдых в России
Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью» Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью»

Актер и певец Сергей Лазарев – о своих правилах воспитания детей

Здоровье
Редкоземельные планы Редкоземельные планы

Проекты по добыче редких металлов должны быть запущены в ближайшие пять лет

Ведомости
Хороший, плохой, злой Хороший, плохой, злой

Как относиться к демонизации косметических ингредиентов

VOICE
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Учеба на износ Учеба на износ

Почему школьники заняты больше, чем работающие взрослые?

Ведомости
Лофт для гедониста Лофт для гедониста

Элементы экстерьера получили продолжение в оформлении интерьера в стиле лофт

Идеи Вашего Дома
В лабиринте страхов: 5 захватывающих детективов в духе фильмов Хичкока В лабиринте страхов: 5 захватывающих детективов в духе фильмов Хичкока

Книги с пугающей мрачной атмосферой

ТехИнсайдер
Игра в классику Игра в классику

Стася Толстая — о причастности к фамилии и самом «семейном счастье»

OK!
Открыть в приложении