С 1 января в России страховые компании переходят на выдачу электронных полисов ОСАГО. Но не пугайтесь: это вовсе не значит, что приобрести «автогражданку» по-старинке будет нельзя.

АвтоМирАвто

Автоправо

Электронное ОСАГО: от монитора за руль

С 1 января в России страховые компании переходят на выдачу электронных полисов ОСАГО. Но не пугайтесь: это вовсе не значит, что приобрести «автогражданку» по-старинке будет нельзя.

Проблема дефицита полисов обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев остается актуальной для многих российских регионов. На самом деле эта ситуация создана искусственно, а сетования страховщиков на якобы недостаток бланков – лукавство.

Все дело в том, что продавать полисы ОСАГО страховым компаниям в последние годы стало невыгодно, поэтому они и создают искусственный дефицит, чтобы повысить прибыльность своего бизнеса продажей навязанных услуг: хочешь полис сразу – купи заодно страховку от несчастного случая или от затопления квартиры соседом сверху. Тем, кто не соглашается на навязанные услуги, предлагают занять с вечера очередь в офис для того, чтобы на следующий день, если повезет, получить заветную бумажку. Причем проблема приобрела без преувеличения всероссийский масштаб, вследствие чего все инстанции оказались завалены жалобами от автовладельцев, которые, имея машину, не имеют возможности ей распоряжаться под угрозой быть оштрафованными. Это заставило чиновников придумывать выход из сложившейся ситуации.

И выход был найден в предоставлении гражданам возможности приобретения полисов ОСАГО непосредственно на сайте страховой компании. Для этого еще летом были внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», предусматривающие обязательное предоставление такой возможности всеми без исключения игроками рынка автогражданки. По мнению идеологов нововведения, новая система позволит автомобилистам беспрепятственно заключить договор страхования в любой момент, даже не выходя из дома и без отстаивания очередей и траты денег на ненужные страховые продукты.

Страховщики с 1 января будут обязаны продавать и бумажные, и электронные полисы ОСАГО

Чтобы оформить электронное ОСАГО, необходимо заполнить на сайте страховой компании заявление, указать сведения об имеющихся документах (либо приложить их отсканированные копии) и уплатить страховую премию с использованием банковской карты, онлайн-банкинга или с помощью электронного кошелка.

Никакой разницы в цене между электронным ОСАГО и обычным по закону быть не должно: будьте внимательны!

Стоимость электронного полиса та же, что и у привычного бумажного документа. А чтобы у автовладельца не возникало искушения сэкономить, указав в электронном заявлении недостоверные сведения, например, завысив себе водительский стаж или утаив факты наличия страховых случаев, закон предусматривает санкции в виде взимания с обманщика вырученной разницы, а также перекладывания на его плечи выплат, произведенных по страховым случаям, если таковые будут иметь место в данном периоде страхования.

К сожалению, хитрецы есть не только среди потребителей страховых услуг, но и в числе самих страховщиков. Поэтому, находясь на грани рентабельности по страхованию ОСАГО, многие страховые компании будут до последнего сопротивляться введению электронного полиса ОСАГО, который не позволяет навязать дополнительные услуги. Хотя в некоторой степени электронный полис все же выгоден и им, ведь переход на электронный документооборот позволит сократить операционные затраты на содержание офисов. Тем не менее, искушение заволокитить идею есть у многих страховщиков, особенно в удаленных районах, где наиболее крупные игроки рынка часто оказываются монополистами.

Чтобы этого не произошло, Центробанк, являющийся регулятором страхового рынка, подготовил требования к работе сайтов страховых компаний. Чтобы страховщики не ссылались на проблемы с «висящим» по независящим от них причинам сайтами или проблемы со связью, им предписано заранее информировать потенциальных клиентов о предстоящих профилактических работах. Если этого не сделано, то общее время неработоспособности сайта не должно превышать 30 минут в сутки. Иными словами, отсутствие возможности оформить электронный полис в течение получаса – это повод пожаловаться на страховую компанию в Центробанк. Санкции банкиры обещают самые суровые – вплоть до отзыва лицензии. Как будет работать эта система и решит ли она проблемы приобретения полиса ОСАГО, покажет время.

Возите с собой распечатку

Вообще-то электронные полисы ОСАГО на самом деле законодательно были введены в обращение два года назад. При этом до 1 января 2017 года они не являлись для страховщика обязательными, а потому такие услуги предоставляли лишь считанные единицы страховых компаний. Такая система не очень-то выгодна большинству страховщиков, работающих в регионах.

Приобрести электронный полис можно было только в случае продления ранее выданного договора на последующий срок. А оформить его на вновь приобретенный автомобиль вообще было нельзя. Тем не менее, некоторое количество автовладельцев умудрились-таки заключить договор ОСАГО в электронном виде, а потому появился закономерный вопрос: как быть, если владельца такого полиса останавливает сотрудник полиции. Этот же вопрос возникнет и у тех, кто воспользуется услугой после Нового года. Однако в Правилах дорожного движения ответ на этот вопрос мы не нашли.

Пробел восполнил сам закон об ОСАГО: «Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: ТАСС, Фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лишение за пешехода Лишение за пешехода

Новая редакция КоАП прошла первое чтение в Государственной думе: депутаты согласились с тем, что водителей, не пропустивших пешеходов более трех раз, нужно лишать прав

АвтоМир
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Идем по циклу Идем по циклу

Что в менструальном цикле считается нормой, а когда требуется внимание

Лиза
Великая Отечественная промышленность Великая Отечественная промышленность

Как СССР превзошел Германию в промышленности во время войны

Ведомости
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Чечня. Четверть века боли и боя Чечня. Четверть века боли и боя

Краткая история причин, хода и результатов двух чеченских кампаний

Монокль
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Открыть в приложении