Потеснила ли новая индустрия подкастов радио

ForbesРепортаж

«Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио

Радиостанция «Серебряный дождь» может прекратить свое существование: она оказалась на грани разорения и сейчас запустила сбор пожертвований, чтобы продолжить работу. Forbes Life выяснил, потеснила ли новая индустрия подкастов радио и поговорил с представителями традиционного и нового форматов вещания

Степан Бальмонд

Фото Veejay Villafranca / Bloomberg via Getty Images

Аудитория новомодных подкастов в России стремительно растет: по прогнозам экспертов, уже к концу 2024-го года число слушателей такого типа аудиоконтента составит более 27 миллионов человек. Для сравнения, ежемесячная аудитория радиостанций в России в 2019-м году, по данным экспертов Mediascope, составила 107 миллионов человек. В то время как число слушателей радио хотя и велико, но практически не меняется, у подкастинга ситуация иная: он продолжает набирать популярность, так как предлагает совершенно иной формат потребления информации, который многие находят более удобным и функциональным.

Forbes Life пообщался с представителями индустрии радио и подкастинга, чтобы узнать из первых рук о будущем двух конкурентов.

Лика Кремер, CEO студии подкастов «Либо/Либо»:

В ежедневной работе я не чувствую конкуренции подкастов и радио. Аудитория традиционного радио в России все еще гораздо больше аудитории подкастов. Радио слушают больше ста миллионов человек, а подкасты — около пяти миллионов. Радио чаще транслирует музыку и новости. Подкасты осваивают разговорный жанр и нарратив. Работа в прямом эфире и работа по созданию консервов с вечнозеленым контентом, который потребляют on-demand — это все-таки работа в совсем разных жанрах. Поэтому мы не совсем конкуренты в прямом смысле этого слова.

При этом я уверена: тем, кто работает на радио необходимо осваивать подкасты — и как жанр, и как способ распространения контента, который они производят. Потому что так же как мы забыли, что такое «программа телепередач», перестали включать телевизор и перешли на on-demand потребление видео (мы скачиваем сериалы и смотрим их когда хотим, мы ищем на YouTube то, что хотим посмотреть, а не то, что поставила программная дирекция), так и в аудио с нами происходит та же революция. Просто чуть медленнее, потому что рынок поменьше.

Стриминговые сервисы уже стали основным способом включить любимую музыку. Мы сами выбираем, кого и когда хотим слушать. И подкасты становятся важной частью этой нашей звуковой экосистемы. Мы привыкаем жить в наушниках и сами создаем себе пространство из музыки, звуков, голосов и историй, с которыми хотим жить. И традиционному радио предстоит вписаться в эту новую реальность. Научиться не просто заполнять эфир, но и производить продукты, которые будут жить долго.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

Мне представляется, что радио и подкастинг — это два разных пласта. У радиостанций так или иначе есть собственный «склад» подкастов. Это сам сайт радио, на котором выкладываются записи эфирных программ, где все навалено и наброшено. Наша задача сейчас — расставить их правильно, протереть тряпочкой, чтобы блестело и было заметно, а слушатель мог без труда найти то, что ему нужно.

Отдельно производство подкастов требует дополнительных усилий, так как это поле сейчас полно конкуренции, возникшей за счет разного рода неумех и графоманов. Отдельный рынок подкастов на данный момент практически не сформирован. По этой причине, на мой взгляд, подкастинг нельзя считать полноценным конкурентом профессионального радио и индустрии в целом. Особенно учитывая тот факт, что радио так же давно присутствует в интернете.

Диана Смирнова, продюсер Storytel

Думаю, что мы сравниваем сладкое и зеленое. Подкаст — это вид контента, в то время как радиовещание — способ доведения контента до пользователя или слушателя.

Истоки подкаста, безусловно, стоит искать в радиоэфирах. Искусство диалога, умение удержать интерес, подбор тем и гостей — это те навыки, которые мы черпали из знаковых программ на радио. Низкий поклон «Серебряному дождю» за то, что вкус к хорошему контенту был привит целому поколению, которое сегодня является реактором абсолютно самостоятельно жанра — подкастов.

Понятно, что выход радиопередачи за рамки эфира — вопрос времени и темпов формирования запросов потребителя. Появление открытых площадок размещения (прежде всего YouTube; далее iTunes, Яндекс и многих многих других), формирование культуры потребления лицензионного контента через предоставление удобного сервиса стало катализатором развития рынка подкастов.

Остается ли диалог радийного эфира таким же ярким и актуальным, как раньше? Позволю себе сказать: все-таки, уже нет. Происходит естественная миграция креативных ресурсов на площадки, предоставляющие широкие новые возможности как для творчества, так и для поиска своего слушателя. А что такое возможность сегодня? Это свобода действия, творчества, инициации. Я хочу — я делаю! Радио — это всегда свой формат, свой слушатель, мнение радийных хедлайнеров — сплошные ограничения. По сути, это закрытая площадка с высоким уровнем энтропии.

Екатерина Родионова, продюсер радиостанции «Business FM»:

Мне близко определение Энди Бауэрса, создателя известных в Штатах подкастов Panoply (теперь — Megaphone) и Slate, — подкастинг и радиовещание, как минимум, не самые дальние родственники, что-то вроде двоюродных братьев. Взаимоотношения у них, как это иногда бывает в семьях, не самые простые, тем более что делят они, очевидно, примерно одну и ту же аудиосреду.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Это абсолютно бессовестное, эгоистическое «потребительство». Как меценат Владимир Смирнов по любви собрал коллекцию для Третьяковки «Это абсолютно бессовестное, эгоистическое «потребительство». Как меценат Владимир Смирнов по любви собрал коллекцию для Третьяковки

Как за несколько лет собрать такую коллекцию, чтобы за ней охотилась Третьяковка

Forbes
«Я никогда не занимался бизнесом, чтобы зарабатывать деньги». Ричард Брэнсон — о неудачах, репутации и счастье «Я никогда не занимался бизнесом, чтобы зарабатывать деньги». Ричард Брэнсон — о неудачах, репутации и счастье

Ричард Брэнсон — о целях бизнеса, правилах делегирования и управления компанией

Inc.
Планы выпускников университетов 2020 года Планы выпускников университетов 2020 года

Выпускники вузов об учебе, выбранной профессии и желании реализоваться в России

СНОБ
Реформа федерализма 2.0. Почему Ненецкий округ не объединяется с Архангельской областью Реформа федерализма 2.0. Почему Ненецкий округ не объединяется с Архангельской областью

Почему жители НАО выступают против объединения

СНОБ
Каким получился новый альбом Леди Гаги Каким получился новый альбом Леди Гаги

Писатель Сергей Кумыш рассказал, что захотела сказать миру Леди Гага на этот раз

РБК
Смерть любимого и три Смерть любимого и три

Вспоминаем интересные моменты биографии Мерил Стрип

Cosmopolitan
Зря мы мечтали быть Кэрри Брэдшоу! 10 киногероинь, которые жестоко нас обманули Зря мы мечтали быть Кэрри Брэдшоу! 10 киногероинь, которые жестоко нас обманули

В этих 10 фильмах тебе навешают лапши на уши

Cosmopolitan
10 фильмов, из-за которых критики разругались со зрителями 10 фильмов, из-за которых критики разругались со зрителями

Мнение кинокритиков и зрителей порой расходится кардинально

Maxim
Как малому бизнесу поднять деньги с помощью краудфандинга Как малому бизнесу поднять деньги с помощью краудфандинга

Краудфандинг может быть полезен не только венчурной индустрии

Inc.
Растворимый пластырь вылечил меланому у мышей Растворимый пластырь вылечил меланому у мышей

Ученые создали водорастворимый пластырь с кремниевыми наноиглами

N+1
В Китае состоялся сеанс квантовой связи на расстоянии в 1120 километров В Китае состоялся сеанс квантовой связи на расстоянии в 1120 километров

Как прошел первый сеанс квантовой криптографии с использованием запутанности

N+1
Как выйти на новый уровень в кризис: чек-лист для личной перезагрузки Как выйти на новый уровень в кризис: чек-лист для личной перезагрузки

Как найти новые точки опоры, проработать страхи и переоценить убеждения

Psychologies
«Она отказала мне два раза». Что не так с «короткими» ОСАГО «Она отказала мне два раза». Что не так с «короткими» ОСАГО

В нескольких страховых компаниях водителю отказали в оформлении ОСАГО

РБК
Рубен Варданян — о развитии сферы филантропии и методе кнута и пряника Рубен Варданян — о развитии сферы филантропии и методе кнута и пряника

Интервью с бизнесменом и филантропом Рубеном Варданяном

РБК
Слушаем музыку: 5 правил, чтобы избавиться от стереотипов Слушаем музыку: 5 правил, чтобы избавиться от стереотипов

Как отказаться от предубеждений и открыться незнакомому музыкальному опыту?

Psychologies
10 правил для фигуры мечты 10 правил для фигуры мечты

Вы хотите скинуть несколько лишних килограммов и быстро прийти в форму?

Здоровье
Юлия Михалкова: «Я пример для детей» Юлия Михалкова: «Я пример для детей»

Интервью с актрисой и телеведущей Юлией Михалковой

Лиза
Фотоиндукция увеличила скорость CRISPR в 100 раз Фотоиндукция увеличила скорость CRISPR в 100 раз

Химическая модификация РНК позволила синхронизировать и ускорить работу CRISPR

N+1
Женщина, которую мы любим: Анна Чиповская — о музыке, откровенных сценах в кино и любимых актерах Женщина, которую мы любим: Анна Чиповская — о музыке, откровенных сценах в кино и любимых актерах

Разговор с актрисой Анной Чиповской

Esquire
Рю Мураками: Пирсинг Рю Мураками: Пирсинг

Первые главы из романа Рю Мураками

СНОБ
Выбросила тысячи велосипедов и отдала проект конкуренту: Uber купила стартап Jump, но не справилась с его развитием Выбросила тысячи велосипедов и отдала проект конкуренту: Uber купила стартап Jump, но не справилась с его развитием

Почему Uber отказалась от велошеринга Jump

VC.RU
«Сейчас легко испытывать страх или гнев. Сложнее — благодарить за то, что есть». Андрей Дороничев (Google) — о том, как управлять собой во время турбулентности «Сейчас легко испытывать страх или гнев. Сложнее — благодарить за то, что есть». Андрей Дороничев (Google) — о том, как управлять собой во время турбулентности

Андрей Дороничев о том, как управлять стрессом и принимать себя во время кризиса

Inc.
Здоровый эгоизм: шаг «для себя» и скачок для человечества Здоровый эгоизм: шаг «для себя» и скачок для человечества

Заботиться о своих личных интересах — это нормально

Psychologies
«Мы расстались». Почему мужчины переживают не так, как мы? «Мы расстались». Почему мужчины переживают не так, как мы?

Почему женщины и мужчины могут по-разному воспринимать разрыв

Psychologies
5 лучших книг про космос: путешествие к далеким планетам 5 лучших книг про космос: путешествие к далеким планетам

Увлекательная литература о космосе и астрономии

Популярная механика
Гений места: президент HONOR в России Тони Ран о бизнесе и мотивации Гений места: президент HONOR в России Тони Ран о бизнесе и мотивации

Интервью с президентом HONOR Россия Тони Раном

Esquire
Без паники, Илон. 8 автомобилей, которые могли улететь в космос Без паники, Илон. 8 автомобилей, которые могли улететь в космос

Проекты, которые способны удивить главу Tesla

РБК
Время лечит Время лечит

Принятое в идеальное время лекарство оказывает максимальный эффект

Лиза
Петр Кабин хочет, чтобы кофе в стаканчиках продавался с бумажной крышкой. Большой бизнес в него не верит. Поверите вы? Петр Кабин хочет, чтобы кофе в стаканчиках продавался с бумажной крышкой. Большой бизнес в него не верит. Поверите вы?

Как монетизировать тренд на осознанность?

Inc.
Треть людей не заметила почти полного выцветания виртуальной реальности Треть людей не заметила почти полного выцветания виртуальной реальности

Мы практически не различаем цвета на периферии зрения

N+1
Открыть в приложении