Потеснила ли новая индустрия подкастов радио

ForbesРепортаж

«Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио

Радиостанция «Серебряный дождь» может прекратить свое существование: она оказалась на грани разорения и сейчас запустила сбор пожертвований, чтобы продолжить работу. Forbes Life выяснил, потеснила ли новая индустрия подкастов радио и поговорил с представителями традиционного и нового форматов вещания

Степан Бальмонд

Фото Veejay Villafranca / Bloomberg via Getty Images

Аудитория новомодных подкастов в России стремительно растет: по прогнозам экспертов, уже к концу 2024-го года число слушателей такого типа аудиоконтента составит более 27 миллионов человек. Для сравнения, ежемесячная аудитория радиостанций в России в 2019-м году, по данным экспертов Mediascope, составила 107 миллионов человек. В то время как число слушателей радио хотя и велико, но практически не меняется, у подкастинга ситуация иная: он продолжает набирать популярность, так как предлагает совершенно иной формат потребления информации, который многие находят более удобным и функциональным.

Forbes Life пообщался с представителями индустрии радио и подкастинга, чтобы узнать из первых рук о будущем двух конкурентов.

Лика Кремер, CEO студии подкастов «Либо/Либо»:

В ежедневной работе я не чувствую конкуренции подкастов и радио. Аудитория традиционного радио в России все еще гораздо больше аудитории подкастов. Радио слушают больше ста миллионов человек, а подкасты — около пяти миллионов. Радио чаще транслирует музыку и новости. Подкасты осваивают разговорный жанр и нарратив. Работа в прямом эфире и работа по созданию консервов с вечнозеленым контентом, который потребляют on-demand — это все-таки работа в совсем разных жанрах. Поэтому мы не совсем конкуренты в прямом смысле этого слова.

При этом я уверена: тем, кто работает на радио необходимо осваивать подкасты — и как жанр, и как способ распространения контента, который они производят. Потому что так же как мы забыли, что такое «программа телепередач», перестали включать телевизор и перешли на on-demand потребление видео (мы скачиваем сериалы и смотрим их когда хотим, мы ищем на YouTube то, что хотим посмотреть, а не то, что поставила программная дирекция), так и в аудио с нами происходит та же революция. Просто чуть медленнее, потому что рынок поменьше.

Стриминговые сервисы уже стали основным способом включить любимую музыку. Мы сами выбираем, кого и когда хотим слушать. И подкасты становятся важной частью этой нашей звуковой экосистемы. Мы привыкаем жить в наушниках и сами создаем себе пространство из музыки, звуков, голосов и историй, с которыми хотим жить. И традиционному радио предстоит вписаться в эту новую реальность. Научиться не просто заполнять эфир, но и производить продукты, которые будут жить долго.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

Мне представляется, что радио и подкастинг — это два разных пласта. У радиостанций так или иначе есть собственный «склад» подкастов. Это сам сайт радио, на котором выкладываются записи эфирных программ, где все навалено и наброшено. Наша задача сейчас — расставить их правильно, протереть тряпочкой, чтобы блестело и было заметно, а слушатель мог без труда найти то, что ему нужно.

Отдельно производство подкастов требует дополнительных усилий, так как это поле сейчас полно конкуренции, возникшей за счет разного рода неумех и графоманов. Отдельный рынок подкастов на данный момент практически не сформирован. По этой причине, на мой взгляд, подкастинг нельзя считать полноценным конкурентом профессионального радио и индустрии в целом. Особенно учитывая тот факт, что радио так же давно присутствует в интернете.

Диана Смирнова, продюсер Storytel

Думаю, что мы сравниваем сладкое и зеленое. Подкаст — это вид контента, в то время как радиовещание — способ доведения контента до пользователя или слушателя.

Истоки подкаста, безусловно, стоит искать в радиоэфирах. Искусство диалога, умение удержать интерес, подбор тем и гостей — это те навыки, которые мы черпали из знаковых программ на радио. Низкий поклон «Серебряному дождю» за то, что вкус к хорошему контенту был привит целому поколению, которое сегодня является реактором абсолютно самостоятельно жанра — подкастов.

Понятно, что выход радиопередачи за рамки эфира — вопрос времени и темпов формирования запросов потребителя. Появление открытых площадок размещения (прежде всего YouTube; далее iTunes, Яндекс и многих многих других), формирование культуры потребления лицензионного контента через предоставление удобного сервиса стало катализатором развития рынка подкастов.

Остается ли диалог радийного эфира таким же ярким и актуальным, как раньше? Позволю себе сказать: все-таки, уже нет. Происходит естественная миграция креативных ресурсов на площадки, предоставляющие широкие новые возможности как для творчества, так и для поиска своего слушателя. А что такое возможность сегодня? Это свобода действия, творчества, инициации. Я хочу — я делаю! Радио — это всегда свой формат, свой слушатель, мнение радийных хедлайнеров — сплошные ограничения. По сути, это закрытая площадка с высоким уровнем энтропии.

Екатерина Родионова, продюсер радиостанции «Business FM»:

Мне близко определение Энди Бауэрса, создателя известных в Штатах подкастов Panoply (теперь — Megaphone) и Slate, — подкастинг и радиовещание, как минимум, не самые дальние родственники, что-то вроде двоюродных братьев. Взаимоотношения у них, как это иногда бывает в семьях, не самые простые, тем более что делят они, очевидно, примерно одну и ту же аудиосреду.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Реальная любовь Реальная любовь

Разговор с Ингеборгой Дапкунайте, Юлией Пересильд и Ксенией Раппопорт

Cosmopolitan
От звонка до звонка: что люди спрашивали в справочных службах до появления интернета От звонка до звонка: что люди спрашивали в справочных службах до появления интернета

В архиве Нью-Йоркской публичной библиотеки хранятся тысячи вопросов

Esquire
Монстр на колесах: на что способен самый большой в мире грузовик Монстр на колесах: на что способен самый большой в мире грузовик

Он размером с большой дом, а в его кузове поместится детская площадка

Популярная механика
Не только «Завтрак у Тиффани»: вспоминаем факты из биографии Трумена Капоте Не только «Завтрак у Тиффани»: вспоминаем факты из биографии Трумена Капоте

В конце июля выйдет документальный фильм о писателе Трумене Капоте

GQ
Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
«Что-то пошло не так»: когда психолог становится врагом «Что-то пошло не так»: когда психолог становится врагом

Что делать, если тот, кому мы доверяем сокровенное, осознанно причиняет боль?

Psychologies
Манграм предрекли вымирание из-за антропогенного повышения уровня моря Манграм предрекли вымирание из-за антропогенного повышения уровня моря

Повышение уровня моря станет угрозой мангровым лесам к 2050 году

N+1
10 главных растительных источников белка: протеина в них не меньше, чем в мясе 10 главных растительных источников белка: протеина в них не меньше, чем в мясе

Берем на заметку богатые протеином продукты растительного происхождения!

Playboy
Сальто над пропастью Сальто над пропастью

Лучший риск — хорошо организованный

Вокруг света
В факторы риска преждевременной смерти включили психологические и социальные факторы В факторы риска преждевременной смерти включили психологические и социальные факторы

Риск смерти выше у разведенных или тех, кто не был доволен своей жизнью

N+1
Bajaj BM 150X Bajaj BM 150X

Зимняя езда на мотоцикле Bajaj Boxer BM 150X

Мото
26 из ларца и все в погонах 26 из ларца и все в погонах

Суммы штрафов с аграрников сопоставимы с субсидиями АПК

Огонёк
Змеиные яды: как они работают и можно ли спастись Змеиные яды: как они работают и можно ли спастись

Как змеиные яды совершенствовались многие миллионы лет

Популярная механика
Жизнь в опале Жизнь в опале

Репортаж из мировой столицы опалов, города-прииска Кубер-Педи

Вокруг света
Пляшем от печки Пляшем от печки

Хочешь попробовать настоящую русскую кухню? Ищи традиционную русскую печь

Bones
Друг за другом Друг за другом

Начало XX века — время расцвета мотоциклов с продольными «четвёрками»

Мото
Выживут только платформы Выживут только платформы

Куда движется рынок лонгридов

Эксперт
Личное без лишнего Личное без лишнего

Как складываются и на чем держатся современные парные отношения?

Огонёк
Разговорчики в строю Разговорчики в строю

Адвокат Добровинский выполняет заявки читателей

Tatler
«Я вижу то, что я слышу»: режиссер Саша Дженкинс рассказывает о роли музыки в своей жизни «Я вижу то, что я слышу»: режиссер Саша Дженкинс рассказывает о роли музыки в своей жизни

Эксклюзивное эссе от режиссера Саши Дженкинса для американского журнала Playboy

Playboy
Московское метро: как строился подземный город Московское метро: как строился подземный город

У Московского метро хватает своих легенд и занимательных фактов

Популярная механика
Закат Византийской империи Закат Византийской империи

Одна из глав книги «Краткая история: Византийская империя»

СНОБ
Правила жизни Принса Правила жизни Принса

Музыкант, умер 21 апреля 2016 года в возрасте 57 лет в городе Шанхассен

Esquire
Ложная беременность: обман разума или обман тела? Ложная беременность: обман разума или обман тела?

Какие «игры разума» могут настолько повлиять на физиологию?

Psychologies
Как тратить с умом: грамотный подход к семейному бюджету Как тратить с умом: грамотный подход к семейному бюджету

Простым языком о планировании бюджета рассказывает Анастасия Тарасова

Psychologies
А это нормально? А это нормально?

Что делать, если твой мужчина слишком увлекся ЗОЖ

Лиза
ОСАГО теряет смысл ОСАГО теряет смысл

В последнее время все большее количество водителей ездят без страховки

Эксперт
Эксклюзив Cosmo: Айза Анохина о романе с Олегом Майами, разводе и новом шоу Эксклюзив Cosmo: Айза Анохина о романе с Олегом Майами, разводе и новом шоу

Мы расспросили Айзу о разводе, отношениях с Олегом Майами и сложностях в семье

Cosmopolitan
Как управлять эмоциями клиента, чтобы он не ожидал невозможного и всегда был счастлив Как управлять эмоциями клиента, чтобы он не ожидал невозможного и всегда был счастлив

Нет ничего хуже недовольного и разочарованного клиента

Inc.
Женский алкоголизм объяснили восприимчивостью к половым гормонам Женский алкоголизм объяснили восприимчивостью к половым гормонам

Возможно, механизмы развития зависимости от этанола у мужчин и женщин разные

N+1
Открыть в приложении