«Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио
Радиостанция «Серебряный дождь» может прекратить свое существование: она оказалась на грани разорения и сейчас запустила сбор пожертвований, чтобы продолжить работу. Forbes Life выяснил, потеснила ли новая индустрия подкастов радио и поговорил с представителями традиционного и нового форматов вещания
Аудитория новомодных подкастов в России стремительно растет: по прогнозам экспертов, уже к концу 2024-го года число слушателей такого типа аудиоконтента составит более 27 миллионов человек. Для сравнения, ежемесячная аудитория радиостанций в России в 2019-м году, по данным экспертов Mediascope, составила 107 миллионов человек. В то время как число слушателей радио хотя и велико, но практически не меняется, у подкастинга ситуация иная: он продолжает набирать популярность, так как предлагает совершенно иной формат потребления информации, который многие находят более удобным и функциональным.
Forbes Life пообщался с представителями индустрии радио и подкастинга, чтобы узнать из первых рук о будущем двух конкурентов.
Лика Кремер, CEO студии подкастов «Либо/Либо»:
В ежедневной работе я не чувствую конкуренции подкастов и радио. Аудитория традиционного радио в России все еще гораздо больше аудитории подкастов. Радио слушают больше ста миллионов человек, а подкасты — около пяти миллионов. Радио чаще транслирует музыку и новости. Подкасты осваивают разговорный жанр и нарратив. Работа в прямом эфире и работа по созданию консервов с вечнозеленым контентом, который потребляют on-demand — это все-таки работа в совсем разных жанрах. Поэтому мы не совсем конкуренты в прямом смысле этого слова.
При этом я уверена: тем, кто работает на радио необходимо осваивать подкасты — и как жанр, и как способ распространения контента, который они производят. Потому что так же как мы забыли, что такое «программа телепередач», перестали включать телевизор и перешли на on-demand потребление видео (мы скачиваем сериалы и смотрим их когда хотим, мы ищем на YouTube то, что хотим посмотреть, а не то, что поставила программная дирекция), так и в аудио с нами происходит та же революция. Просто чуть медленнее, потому что рынок поменьше.
Стриминговые сервисы уже стали основным способом включить любимую музыку. Мы сами выбираем, кого и когда хотим слушать. И подкасты становятся важной частью этой нашей звуковой экосистемы. Мы привыкаем жить в наушниках и сами создаем себе пространство из музыки, звуков, голосов и историй, с которыми хотим жить. И традиционному радио предстоит вписаться в эту новую реальность. Научиться не просто заполнять эфир, но и производить продукты, которые будут жить долго.
Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»
Мне представляется, что радио и подкастинг — это два разных пласта. У радиостанций так или иначе есть собственный «склад» подкастов. Это сам сайт радио, на котором выкладываются записи эфирных программ, где все навалено и наброшено. Наша задача сейчас — расставить их правильно, протереть тряпочкой, чтобы блестело и было заметно, а слушатель мог без труда найти то, что ему нужно.
Отдельно производство подкастов требует дополнительных усилий, так как это поле сейчас полно конкуренции, возникшей за счет разного рода неумех и графоманов. Отдельный рынок подкастов на данный момент практически не сформирован. По этой причине, на мой взгляд, подкастинг нельзя считать полноценным конкурентом профессионального радио и индустрии в целом. Особенно учитывая тот факт, что радио так же давно присутствует в интернете.
Диана Смирнова, продюсер Storytel
Думаю, что мы сравниваем сладкое и зеленое. Подкаст — это вид контента, в то время как радиовещание — способ доведения контента до пользователя или слушателя.
Истоки подкаста, безусловно, стоит искать в радиоэфирах. Искусство диалога, умение удержать интерес, подбор тем и гостей — это те навыки, которые мы черпали из знаковых программ на радио. Низкий поклон «Серебряному дождю» за то, что вкус к хорошему контенту был привит целому поколению, которое сегодня является реактором абсолютно самостоятельно жанра — подкастов.
Понятно, что выход радиопередачи за рамки эфира — вопрос времени и темпов формирования запросов потребителя. Появление открытых площадок размещения (прежде всего YouTube; далее iTunes, Яндекс и многих многих других), формирование культуры потребления лицензионного контента через предоставление удобного сервиса стало катализатором развития рынка подкастов.
Остается ли диалог радийного эфира таким же ярким и актуальным, как раньше? Позволю себе сказать: все-таки, уже нет. Происходит естественная миграция креативных ресурсов на площадки, предоставляющие широкие новые возможности как для творчества, так и для поиска своего слушателя. А что такое возможность сегодня? Это свобода действия, творчества, инициации. Я хочу — я делаю! Радио — это всегда свой формат, свой слушатель, мнение радийных хедлайнеров — сплошные ограничения. По сути, это закрытая площадка с высоким уровнем энтропии.
Екатерина Родионова, продюсер радиостанции «Business FM»:
Мне близко определение Энди Бауэрса, создателя известных в Штатах подкастов Panoply (теперь — Megaphone) и Slate, — подкастинг и радиовещание, как минимум, не самые дальние родственники, что-то вроде двоюродных братьев. Взаимоотношения у них, как это иногда бывает в семьях, не самые простые, тем более что делят они, очевидно, примерно одну и ту же аудиосреду.