Алексей Левинсон — Forbes: «Нет гражданского общества, но гражданские чувства есть»
Резонансные события, которые произошли в последний месяц, позволили россиянам проявить свои гражданские чувства — свободно, не ожидая наказания, объясняет в новом выпуске Forbes Talk один из ведущих российских социологов Алексей Левинсон. В интервью он рассказал, что говорит о нас реакция общества на смерть кота Твикса, ажиотажные очереди из желающих поддержать выдвиженца в президента Бориса Надеждина и другие социальные феномены.
Алексей Левинсон — социолог, один из тех, кто стоял у истоков ВЦИОМа, а затем «Левада-центра» (внесен Минюстом в реестр иноагентов). Возглавляет в «Левада-центре» отдел социально-культурных исследований, преподает в Высшей школе экономики. Научные интересы Левинсона: социология города, социология образования, проблемы молодежи и межпоколенческие отношения, этнические проблемы. Автор книг «Как считают рейтинг», «Пространства протеста. Московские митинги и сообщество горожан» и других.
О реакции общества на историю кота Твикса
«На фоне великих трагедий — у двух народов эта трагедия, а может быть и для всего мира — что-то случилось с этим несчастным животным, и люди получили возможность выразить свои добрые чувства. При этом здесь нет риска сказать то, что нельзя сейчас говорить. Не по отношению ко всем можно выражать симпатию, а здесь это явно пространство, где ты можешь свободно выражать свои чувства, никто тебя за это не накажет.
А вторая линия реакций на эти события состоит в том, что появилась возможность проявления гражданских чувств. Это уже не чувства в отношении котенка, это чувства в отношении как бы беды. Произошла мобилизация, сотни, а может быть, тысячи людей включились в это, причем реально, действенно включились — ходили, искали и т.д.
Это можно сравнить с пожарами 2010 года, когда люди тоже помчались спасать других, гасить пламя. По результатам тех событий мы говорили о том, что у нас гражданское общество не существует постоянно, как в других странах, — оно возникает. Оно возникает, и сколько-то времени существует, но потом не способно институционализироваться и продолжать существовать. Вот эти пожарные дружины — они были и распались или остались как связи в соцсетях. Здесь нечто похожее.
Мы смотрим на это явление и как на попытку уйти от государства, которое контролирует наши реакции, в зону, где этого контроля нет, и выразить ненаказуемые чувства. А вторая реакция — также, в обход государственных структур что-то делать. И то, и другое говорит о том, что чувства — гражданские чувства и человеческие — их что-то снизу, так сказать, подпирает. Ну и в общем не трудно догадаться, что».